ВУДУ (vodoun, также voodoo)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ВУДУ (vodoun, также voodoo)




Культ вуду, признанный в наши дни как узаконенная религия, не имеет
ничего общего с оргиями, где сочетаются секс, змеи, утыканные булавками
куклы и зомбиподобные участники, известные по кинофильмам. Эта религия
насчитывает около пятидесяти миллионов верующих по всему миру. Основной
догмат состоит в том, что божественное провидение проявляется в
повседневной жизни, и, угождая богам, можно заслужить благополучие,
здоровье и душевное спокойствие. Боги "говорят" с верующими через
ОДЕРЖИМЫХ ДУХАМИ, но вселяются в людей лишь на короткое время при
проведении ритуалов. Вуду в основном ассоциируется с островом Гаити, но
распространено также в Новом Орлеане, Нью-Йорке, Хьюстоне и Чарлстоне в
штате Южная Каролина. Этимологи прослеживают название "вуду" от слова
vodu, означающего "дух" или "божество" на языке фон, на котором
говорили в западноафриканском королевстве Дагомей, сейчас территория
Нигерии. В XVIII веке креолы (белые, рожденные в Новом Свете, как
правило, имеющие французских или испанских предков, и нередко с
примесями негритянской крови), владельцы дагомейских рабов, произносили
это слово как vaudau. Язык креолов произошел от французского, с налетом
африканской фонетики и грамматики. Слово пишется по-разному: voudou,
voudoun, voduon, voodoo или hoodoo. Наиболее точно придерживающиеся
древнего ритуала допускают написание voodoo или hoodoo, но в основном
пользуются другими вариантами. По сути дела вуду не столько религия,
сколько образ жизни. Когда вуду пришло в Новый Свет, оно особенно
распространилось на Ямайке, Доминиканских островах и на Гаити, куда
прибывали тысячи черных рабов из племен бам-бара, фула, арада (арда),
мандингу, фон, наго, айу, айбо, йоруба и конго. Их странные религиозные
отправления сначала позабавили белых владельцев, но вскоре напуганные
белые не только запретили рабам совершение религиозных обрядов, но
также и проведение любых собраний. Наказания за ослушание были весьма
серьезные. Ритуалы Лоа Конго (хотя на мой взгляд скорее Рада)
охватывает положительные стороны лоа. Участники мистерий надевают белые
церемониальные одежды. Во время церемонии приносят в жертву животных —
обряд вкушения крови — цыплят, коз, быков (см. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ). Пение
заклинаний сопровождается ритмом трех барабанов, обтянутых бычьей
кожей, они представляют собой три атмосферы Солнца, или Легбы: самая
большая, Манман, — хромосфера, следующая, Вторая, — фотосфера, и самая
маленькая, Боу-Лах, — ядро Солнца. Три барабана, хаунторжеры,
используются во всех ритуалах, варьируются лишь ритмы. Ритуалы Петро
возникли на Гаити еще во времена рабства. Их название произошло от
имени дона Хуана Фелипе Педро, испанского жреца вуду, бывшего раба,
который ввел в церемонии экстатический танец. Многие обычаи Петро,
включая неистовые темпераментные обряды и ношение красных
церемониальных одежд и красного грима, заимствованы у карибских и
аравакских индейцев, живущих на о. Доминика. Лоа Петро более яростные и
злые, чем другие, многие их имена апеллируют к Ие-Руж (Красные Глаза),
так в Рада обозначают ритуалы Петро. Для лоа Петро приносят в жертву
свиней. Участники мистерий Петро используют лишь два барабана,
обтянутых козьей кожей, и отбивают на них дробь ладонями. Риго пишет,
что барабаны придают церемониям каннибалический, даже демонический
оттенок, под их синкопированный ритм трудно контролировать магические
операции (см. МАГИЯ), что делает их опасными. Первый барабан
отождествляется с молнией и богом-громовиком, Куебисоу Дан Ле; второй,
меньший, с Гуини, или яростью мира, принимающего молнию. Гуини, Лан
Гуини или Гайнен, представляет символическую родину африканцев или
диаспору. Священный город Гуини — Айфе, Мекка вуду. Реальная Айфе
находится в южной Нигерии, но Айфе в вуду — это легендарное место, где
первому верующему были даны откровения лоа. Исповедующие вуду называют
себя дочерями или сыновьями Гуини: "та гуинин". Вудуисты верят, что все
аспекты жизни — административный, религиозный, социальный,
политический, сельскохозяйственный, художественный — возникли в Айфе, в
особенности искусство ГАДАНИЯ. Поскольку Африка лежит к востоку от
Нового Света, Айфе представляет астрономическую позицию солнца.
Верующие черпают из Айфе духовную силу; когда старые барабаны нуждаются
в божественном обновлении, их "отправляют в Айфе" — это печальный
обряд, символизирующий смерть, похороны и воскрешение. Некоторые
аспекты культа вуду одинаковы для всех течений. Храмы, которые
варьируют от отдельно стоящего здания до комнаты в доме, называют
хунфур, хамфо или умфор. Внутри храма, в святая святых, стоит алтарь
(см. АЛТАРЬ), и, кроме того, там, возможно, находятся и специальные
комнаты для посвященных, где они предаются в одиночестве медитации. На
каменном алтаре, называемом "пе", стоят свечи и говии — маленькие
миски, в которых якобы обитают духи предков. На алтарь возлагают
приношения в виде пищи, питья, денег, его украшают ритуальными
трещетками, амулетами, флажками, священными КАМНЯМИ и прочими личными
вещами. Раньше в полом изнутри пе жили священные змеи, символизирующие
Данбхалаха. Стены и пол храма покрыты изысканными разноцветными
узорами, изображающими богов, их называют "веве". Эти рисунки могут
быть постоянными или временными и в этом случае выполняться из зерен,
муки, толченого кирпича, пороха или пудры непосредственно перед
службой. Они достаточно интересны и включают изображения символов и
оккультных знаков лоа, которым поклоняются наравне с богами. Так, на
веве Легбе изображается крест, на веве Ерцулие — сердце, на веве
Данбхалаха — змея, а на веве барона Самеди — гроб. Как правило, их
рисуют вокруг центрального столба или места жертвоприношения, и эти
изображения служат ритуальным магнитом, помогающим лоа входить в храм,
обязывающим их спуститься на землю. На потолке и по стенам могут висеть
ритуальные флаги с изображениями католических святых — инкарнаций
низших божеств вуду. Большинство хунфуров украшены фотографиями членов
правительства. Поскольку каждый глава государства — это представитель
бога на земле, центральное место в них, как правило, занимают портреты
Папы Дока и Бэби Дока Дювалье. Кроме того, в храме стоит модель лодки,
символизирующая Метрессу Ерцулие и ритуальные воды. За главным храмом
лежит перестиль, крытый, иногда частично огороженный двор, сообщающий
со святая святых. Поскольку хунфур не может вместить всех участников
ритуала и зрителей, большая часть верующих размещается во дворе, в
частности, именно там проводится исцеление больных. Низкие стены двора
позволяют одетым неподобающим образом наблюдать за происходящим на
территории храма. Пол перестиля всегда сделан из плотно утрамбованной
земли, его ничем не мостят. Приподнятая часть перестиля — это
пото-митан, или центральный пост. Пото-митан символизирует центр вуду,
он простирается от небес до преисподней, это космическая ось магии
вуду. Обычно столб делается из дерева и помещается на круглую каменную
базу, или сокль. Столб украшен цветным рисунком, изображающим змею
Данбхалаха и его жену Айда-Уедо. Пото-митан также символизирует Легба
Ати-Бон ("дерево правосудия", или Дерево Добра Легбы), по которому
передаются знания вуду и боги общаются с землей. Геометрически столб
делит крышу перестиля на квадраты, круги, кресты и равносторонние
треугольники, даже если он существует умозрительно. За перестилем
посажены деревья, которые служат священными репозуарами, или святилища
богов. Верующие считают, что все вокруг служит лоа, особенно деревья.
Деревья и сами почитаются как божества, им совершают приношения пищей,
питьем и деньгами. Как и храмы, деревья, особенно бананы, считаются
местами присутствия святого духа. Вызывание лоа. Настоящее общение
происходит посредством божественной одержимости. Призванные боги могут
войти в гови или же они "садятся на лошадь" — занимают тело и разум
человека. Одержимый теряет сознание, полностью превращается во
вселившегося в него лоа, с характерными для него желаниями и
эксцентричностью. Молодые женщины, одержимые старыми духами, кажутся
дряхлыми и болезненными, а старуха, одержимая молодым духом, — танцует
и скачет. Меняется даже выражение лиц участников ритуала. Вследствие
священного взаимодействия между лоа и верующим, одержимость может
пугать или даже быть опасной. Некоторые участники ритуала, неспособные
контролировать лоа, заболевают или умирают. Лоа защищают, карают,
раскрывают таланты и способности верующих, пророчествуют, лечат
болезни, изгоняют бесов, дают советы, помогают при совершении ритуалов
и жертвоприношений. Жрец или жрица, которых называют хунган или мамбо,
являются посредниками между паствой и лоа, они помогают лоа уйти, когда
их задача выполнена. Хунган и мамбо облечены властью лоа, которая, по
мнению Риго, может сравниться с властью папы. Хунгана часто называют
папа-лоа, или папа, а мамбо — манман, или мама. Хунган и мамбо —
целители, гадатели, психологи, музыканты и духовные лидеры. Подобно
жезлу правителя, самым важным символом хунгана и мамбо является ассон,
большая ритуальная погремушка, сделанная из баобаба, в виде тыквы с
выпуклым концом и длинной ручкой. Ассон символизирует объединение двух
активных магических символов: круга и жезла. Ручка также ассоциируется
с вертикальной осью — пото-митан. Внутри погремушки помещены священные
камушки и змеиные позвонки, которые считаются костями африканских
предков. Восемь камушков восьми различных цветов обозначают восемь
богов-предков (число восемь обозначает вечность). Змеиные позвонки и
цветные бусы, которые символизируют радугу Айда-Уебе, обматываются
вокруг ручки погремушки. Когда змеиные позвонки заставляют ассон
"говорить", духи приходят к верующим при посредничестве Данбхалаха,
первопредка. Когда хунган вызывает лоа, дотронувшись до его символа или
веве, обратившись с просьбой к Легбе о помощи и совершая водные ритуалы
и творя молитвы, он гремит ассоном или ударяет им по веве, чтобы
высвободить силы лоа и привести их на службу. Важными участниками
службы являются также ла-плас или коммен-дант-ла-плас, церемонемейстер,
руководящий обрядом размахивания флагами, хоровым пением, речитативами
и барабанным боем. Ла-плас держит в руках ритуальный железный меч,
иногда украшаемый геометрическим орнаментом и символами. Этот меч
называется ку-бла-сах, что означает "отсекающий все материальное". Во
время церемониала ла-плас размахивает мечом с запада на восток, тем
самым отсекая материальный мир, открывая верующим путь к божественным
духам. Меч также символизирует лоа Огоу, бога железа и оружия. Хор, или
канцо, состоит из прошедших все степени посвящения в вуду певцов, их
называют "хунсис". Хор поет под руководством хунгуни-кона, обычно
женщины, второй по значению после мамбо или хунгана. Адресуя песнопения
божествам в астрал, хунгуникон вызывает лоа и требует их присутствия на
земле. Неофитов, которые еще не находятся в полной власти лоа, называют
"хунсих боссале ". Посвященный, владеющий жертвенными животными, —
хунсих вантелъе, священный повар — хунсих кузины. Хунгеникон
куартье-метр заведует распределением священной пищи, помимо принесенной
лоа. Магия, и добрая, и злая — неотъемлемая часть вуду. Несмотря на то
что в иудо-христианской философии существует дихотомия добра и зла, зло
в вуду это всего лишь обратная сторона добра. В религии, вне
зависимости от целей, используется магия духов. Хунгана, который
занимается скорее черной магией, чем целительством, зовут бокор, или
боко — "тот, кто служит лоа обеими руками". Еще со времен рабства
настоящая сила вуду сосредоточивалась в тайных обществах. Членство в
них означало полное принятие вуду, строгую секретность обрядов и
ритуалов. Приносилась клятва на КРОВИ, и, как в сицилийском кодексе
омерта (тишина), отступники за разглашение секретов карались смертью.
Наиболее страшное из этих обществ — Бизанго, секта, созданная беглыми
рабами, маронами, прятавшимися в горах. Ее также называют Кошон гри
(Серые свиньи), Сект Руж (Красная секта), Вринбриндин-гу или Вин
'Байн-Динг (Кровь, Боль, Экскременты). Говорят, что ее члены собираются
по ночам, тайно, опознавая друг друга по сложным ритуальным движениям и
паролям. По ночам, по сообщениям, посвященные Бизандо путешествуют по
стране, собирая по пути членов секты, а затем устраивают неистовые
танцы, посвященные барону Самеди, лоа кладбищ. Ночной путешественник,
не знающий пароля, может стать человеческой жертвой секты — "безрогим
козлом" — или кандидатом в зомби. Некоторые члены этих кровавых сект
верят, что Легба, Иисус вуду, умер на кресте как человеческая жертва,
предназначенная для съедения. В пользу этого свидетельствуют слова из
Библии: "Сие есть тело мое... сие есть кровь моя". Вуду и политика.
Немногий понимали политическую сущность вуду лучше диктатора Франсуа
(Папа Док) Дювалье, врача, бывшего с 1957 года и до смерти в 1971 году
президентом Гаити. Став хунганом, он использовал фасад вуду для
укрепления политической базы, к примеру, изменил цвета флага Гаити на
красный с черным, ассоциирующиеся с Бизандо, вместо традиционных
красного с синим. Он одевался в черный костюм с узким черным галстуком
— традиционный наряд барона Самеди — чтобы люди верили, что он лоа. Про
диктатора ходили рассказы, что он может гадать по внутренностям козла,
что раз в году спит в гробнице, где общается с духами, а на столе у
него лежит голова врага. Когда по мотивам романа Грэма Грина о Гаити
"Комедианты" был снят фильм, Папа Док якобы вонзал булавки в фигурки,
изображавшие актеров Ричарда Бартона, Элизабет Тэйлор и Алека Гиннесса,
поскольку ему не нравилось, что в фильме затрагивается его роль в
судьбе Гаити и вуду. Говорят, что Папа Док посылал слуг собрать грязь,
увядшие цветы и воздух в пробирку с могилы Джона Ф. Кеннеди на
Арлингтонском Национальном кладбище, чтобы овладеть душой бывшего
президента и контролировать внешнюю политику США. Даже тайная полиция
Папы Дока, Тонтон макуты, имела отношение к сказкам и страхам перед
духами: на Гаити детей традиционно пугали, что если они не будут себя
хорошо вести, то дядя — тон-тон — унесет их в макуте — заплечном мешке.
Многие тысячи людей погибли от рук спецслужб. Когда в 1971 году Папа
Док умер, его сын Жан-Клод, прозванный Бэби Док, объявил себя
пожизненным президентом и продержался у власти до переворота в 1986
году. Благодаря тому, что семья Дювалье была тесно связана с вуду,
после свержения диктатора многие хунганы и мамбо были убиты или их
принудили публично отречься от веры и принять христианство. Но многие
верят, что тайные общества вуду устали от Бэби Дока и его выходок. Они
якобы натравили на него духов, и вынудили его уйти с президентского
поста. Одним из первых распоряжений победившей хунты было
восстановление старого красно-синего флага. См. ГРИ-ГРИ; МАРИ ЛАВО;
САНТЕРИЯ; МАКУМБА; ЗОМБИ.






[ Вернуться назад ]

Энциклопедия Ведьм и Колдовства

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=5169" > ВУДУ (vodoun, также voodoo) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.28 секунды