СОВРЕМЕННЫЙ ОРДЕН МАРТИНИСТОВ (MODERN ORDER OF MARTINISM)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



СОВРЕМЕННЫЙ ОРДЕН МАРТИНИСТОВ (MODERN ORDER OF MARTINISM)




Мартинистский Орден был основан в 1887 году в Париже. Он представлял
собой, согласно его собственному утверждению, иерархическую
реорганизацию предшествовавшей ему институции, связанной с Луи Клодом
де Сен-Мартеном, «Неизвестным Философом». Последний, согласно той же
истории, посвятил М. де Шапталя (Chaptal), деда французского
оккультиста Анри Делажа, автора «Doctrines des Societes Secretes»
(Доктрин тайных обществ), 1852. Делаж, в свою очередь, посвятил доктора
Жера-ра Анкоссе, известного под псевдонимом Папюс. Все вышеизложенное
известно нам от самого Папюса, автора ритуальной схемы Ордена,
считающегося в полном смысле этого слова его основателем. Он был и его
первым фактическим главой. Формальным названием было Ordre des
Silencieux Inconnus (Орден Безмолвных Неизвестных) (часто заменяемым на
Ordre des S9U9?), однако более широкую известность получило другое —
L'Ordre du Martinisme (Орден Мартинизма), о членах которого также
говорили как о братьях Шести Пунктов, в противоположность les Fr.
Mac.'., или масонам всех степеней, которых и раньше, и теперь называют
братьями Трех Пунктов. В обоих случаях, правда, аллюзия носит явно
сатирический характер.
Неизвестные Философы (Unknown Philosophers). Далее Папюс утверждает,
что ложи Тайных Философов, или Loges Martinistes, были учреждены
Мартинесом Пас-каллисом и Сен-Мартеном, что представляется полнейшей
нелепостью. Паскаллисом был основателем и главой Обряда Избранных
Коэнов, и, возможно, не более того. Его выдающийся ученик, христианский
мистик Сен-Мартен не учреждал никаких объединений. Французская
масонская традиция, на что постоянно делается ударение авторами вроде
Клавеля, Ребо и Рагона, как бы то ни было, обязана ему Исправленным
обрядом Сен-Мартена, состоявшим из десяти степеней, число которых
впоследствии было ограничено семью. Объяснение же приведенной легенде
следует искать в идентичности имен. Был Сен-Мартен — мистик времен
Французской революции, и был св. Мартин (около 316-397), епископ
Турский с 371 года, унаследовавший этот ранг от св. Литория. В
христианском мире хорошо известна история о том, как он поделился своим
одеянием у ворот Амьена с убогим нищим-попрошайкой, каковая история и
послужила поводом возникновения в 1770 году Ecossais Reetifie de Saint
Martin (Исправленного обряда Сен-Мартена) в рамках Ложи (Капитула) св.
Теодора Мецкого, которая и увековечила эту историю, найдя ей применение
и привив ее на благодатной почве масонства. Папюс лишь усугубил
путаницу, связанную с двумя вышеописанными персоналиями, в чем его
уровень невежества, правда, не превышал таковой всех его
предшественников. И здесь ни при чем его искренность — чего нельзя
утверждать в случае де Шапталя, разве только тогда во всем был виноват
Делаж, который в свою очередь также может быть извинен в отношении
своих намерений. Достаточно сказать, что он, скорее всего, был
фантазером, поверхностным и небрежным, и это, боюсь, слишком очевидно
явствует из его работ.
Три степени. В учрежденный Папюсом Орден Мартинистов входили три
степени: (1) Ассоциированный (Associate), (2) Посвященный Мартинист
(Initiated Marti-nist)H (3) Посвящающий (Initiator). Так называемыми
«необходимыми» его символами служили (а) три светильника,
соответствовавших животу, сердцу и голове человека или телу, жизни и
мысли, а в универсальном смысле — Природе, Человеку и Богу, (Ь) маска,
которую носили все братья, отстраняясь друг от друга в исполнении своих
обязанностей в ордене, чтобы каждый мог следовать своему личному пути
совершенства и осознавать собственную степень ответственности,
безотносительно к остальному человечеству, (с) мантия, непостижимым
образом соответствовавшая необходимой осмотрительности и умению
противостоять невежеству, идущему на поводу у желания. Цель ордена была
воспитать не искушенных в догматах учителей, но «скромных учеников,
преданных служению Вечной Истине», а кроме того, у него отсутствовали
какие бы то ни было притязания относительно древнего происхождения,
какого-нибудь великого предшественника или обладания особым знанием.
Ритуалы существовали
лишь в виде схем, как я уже сказал, в общих чертах последовательно
описывающих процедуру, и основной обязанностью посвящающих лиц было
лишь раскрытие их смысла в наилучшем свете. В ряды ордена, видимо, тут
же хлынули потоком парижские оккультисты, которых привлекала в нем
простота и предположительная связь с мистиком, коего имя пользовалось в
их среде большим уважением. В 1891 году был основан Верховный Совет,
который мог формировать своей властью регулярные ложи, дававшие
возможность вступить в них на равных правах как мужчинам, так и
женщинам. К 1899 году во многих странах Европы включая Великобританию —
а также в США, Аргентине, Гватемале и даже в нескольких восточных
странах — постоянно находились специальные представительства ордена.
Способы распространения. Кроме лож, с самого начала во всех пригодных
для этого местах был применен простой и одновременно эффективный метод
распространения: от посвященного к посвященному, каждый из которых, по
достижении Третьей степени, мог, в свою очередь, став посвящающим, быть
уполномочен основать низовую организацию, от членов которой лишь
требовалось неразглашение имени своего инициатора. Ранние варианты
ритуалов описывают этот метод следующим образом: «Распространение
ордена подобно клеточному делению. Одна клетка никогда не препятствует
другой, разве что на очень короткое время. Материнская клетка делится
или, скорее, дает жизнь другим клеткам, которые сами очень скоро
становятся материнскими».
Эзотерические исследования. В ордене не существовало никакой системы
денежных отношений, за исключением разве случаев, когда определенные
средства были необходимы для поддержания учрежденных центров. Лица,
проводящие «частное» посвящение, ничего не могли требовать за свою
работу. Я заключаю по собственному опыту, что невидимое глазу
распространение ордена, происходящее таким образом, должно было быть
поистине широко. Об этом говорит и огромное число его центров. Орден,
определявший себя как более или менее неформальное сообщество отдельных
групп, занимающихся «эзотерическими исследованиями», показал себя не
только безвредным для кого бы то ни было, но даже полезным. Он
пользовался большим успехом в Париже, где хорошо известное
периодическое издание «L'Initiation» фактически было официальным
органом ордена. Но имели место в нем и такие тайные элементы, которые
способствовали расколу и которым суждено было перейти из скрытого в
активное состояние. Папюс был пожизненным президентом Верховного
Совета. Он добивался посвящения в масоны, но в этом ему было во Франции
повсеместно отказано. Каким-то иным способом он превратил свои
мартинистские центры в неофициальные организации, свободно сообщавшие
официальные масонские тайны лицам обоих полов и занимавшиеся изучением
масонских ритуалов, символизма и истории.
Исправленный обряд. К этому Париж остался безучастен, так как
французское франкмасонство не считает необходимым бережно относиться к
доставшимся ему в наследство тайнам. Англоязычные же страны
отреагировали совсем иначе. В году 1902 доктор Эдуард Блиц, Суверенный
Делегат ордена в Америке и, по-видимому, глава обширной и обладавшей
большим влиянием организации, вышел из состава Верховного Совета во
Франции «на том основании, что тот давал наставления относительно чисто
масонских тайн лицам, не посвященным в масонство, а также рекомендовал
подобное ложам и центрам под своим покровительством». Примерно в то же
время был создан Американский Исправленный Мартинистский Орден,
исполнявший масонский обряд и принимавший в свои ряды только масонов.
Доктор Блиц был его главой. 2 июня 1902 года в Кливленде, Огайо,
состоялось Генеральное собрание, издавшее по этому поводу специальный
манифест.
Американский манифест. Этот документ, дошедший до нас в чрезвычайно
малом количестве экземпляров, есть самый ценный вклад в раннюю историю
мартинизма, сокровенное знание которого, как сказано, является
«драгоценнейшим проводником в запутанном лабиринте масонского
символизма», «ключом к мистической интерпретации масонских церемоний и
аллегорий» и «ярким светом», озарившим «почтенную институцию».
Все это говорится в связи с некоторыми скрытыми степенями, появившимися
в результате соединения мартинизма и обряда Строгого Послушания, о
котором много сказано в других главах этой работы. В манифесте не
упоминается ни Верховный Совет в Париже, ни последующая связанная с ним
история мартинизма в Америке. Верховный Совет ответил эдиктом,
напечатанным в любопытном периодическом издании «Звезда на Востоке».
Эдикт утверждал, (а) что Орден Мартинистов, учрежденный в Соединенных
Штатах, не являлся обрядом франкмасонства, но был светским христианским
рыцарством — однако последнее упоминание — лишь fagon de parler (фигура
речи), так как в его состав не входили степени рыцарства, (Ь) что он
был основан непосредственно на учении Сен-Мартена — и это было не
совсем так, ибо он скорее был оккультным, чем мистическим, (с) что
через его персону оно было связано «всеми цепями с теми, кто просвещен
христианством» в мире видимом и невидимом, (d)что американская братия
стремилась ограничить исследования мартинистов тем, что преграждала их
доступ к символике и обрядам франкмасонства, (е) что вследствие этого
должность Суверенного Генерал-Делегата в Соединенных Штатах, занимаемая
доктором Блицем, была упразднена и (f) что на смену ей была введена
другая — Генерал-Инспекторша ордена в лице Маргарет Б. Пик,
единственной из американской братии, кто получил мартинистскую степень
Розового Креста. Решения президентов и делегатов по ограничению
исследования символизма были объявлены недействительными и их Великий
Совет был распущен.
Мартинистский Rose-Croix. Эдикт был подписан Папюсом в качестве
Гроссмейстера и несколькими другими «могущественными мастерами»,
занимавшими должности секретарей и Великих Архивариусов. Так называемая
степень Розового Креста есть предположительно та самая, что стоит во
главе Священнического Обряда Паскаллиса, так как было известно, что все
ее ритуалы исполнялись и в рамках мартинистского Верховного Совета. Я,
в свою очередь, ее могу как-либо удостоверить истинность этого
утверждения. Но, так как я уже отмечал, что доктор Блиц в своем
манифесте заявляет, что они были утеряны — а он, вне всякого сомнения,
был знаком с предыдущим утверждением, — кажется очевидным, что по его
мнению Верховный Совет либо никогда не владел подобными документами,
либо подделал их. Как бы то ни было на самом деле, согласно эдикту
степень присуждалась в Америке членам обоих полов, и это значит, что
что-то действительно присуждалось, хотя это и могло быть лишь титулом,
не имеющим под собой никакого ритуала. Что касается Пик, в свое время
она писала оккультные романы и посвятила один из них, называвшийся
«Зения-весталка», адептам Ордена Калатрвы и другим anonymi
(неизвестным). В дни давно минувшие я состоял с ней в дружеской
переписке. Моим корреспондентом был и доктор Блиц, чьему опыту в
области континентального масонства и преемственности его исторических
обрядов в некоторых их трансформациях я несколько обязан в своих ранних
исследованиях. Я не знаком с позднейшей историей Исправленного
Мартинистского Ордена и ничего не знаю о французском мартинизме в
Америке. Последний, конечно, держит свои двери плотно закрытыми для
масонов всех признанных послушании и, вероятно, вернулся к старому
методу проповеди своего учения посредством простой передачи от
посвящающего посвящаемому.
Английский Исправленный обряд. В Англии также был учрежден Независимый
и Исправленный обряд Мартинизма. Факт его основания в 1902 году стал
следствием тех же причин, что были описаны выше. Он отличался от
американской организации тем, что не искал признания в масонских кругах
и принимал в свои ряды лиц обоих полов, пребывая при этом в полном
согласии с Исправленным Орденом в том его виде, в котором тот был
распространен в Америке. Он избрал свой собственный путь развития, не
столь антииерархический. Во главе его стоял Высший Верховный. Орден
использовал разные переработанные им ритуалы, и особенным его интересом
была мистическая философия Сен-Мартена. Его члены были специально
изолированы от сообщения с теми, кто занимался масонством или принимал
в нем действенное
участие. Братии предписывалось соблюдение следующих инструкций:
«Поскольку трудно определить в точности, сколько изолированных групп
мартинистов или конкретных адептов существуют на данный момент в
Великобритании по хартии Франции или посвященных частным порядком, а
также ввиду того, что члены Независимого и Исправленного обряда
Мартинизма владеют особым знанием, что налагает на них определенные
обязательства, необходимы некоторые оговорки к ранее существовавшему и
сейчас дискредитировавшему себя правилу. Братья Независимого обряда
должны помнить, во-первых, что все они члены одного ордена и что при
условии свободного распространения посвященные частным порядком не
могут нести ответственность за действия Верховного Совета, с которым
они, может быть, так никогда и не вошли в контакт, а следовательно,
отношение к таковым должно быть братским. Но члены братства не должны
делать известным тот факт, что они обязаны своим посвящением
Независимому и Исправленному обряду, или вообще как-либо упоминать о
его существовании. Они не должны забывать, что каждый член ордена,
исправленного или неисправленного, дал клятву неразглашения имени его
посвятившего и что те, кто принадлежит старому послушанию, не имеют
права спрашивать их об этом. Они должны всегда стремиться удостоверить
истинный статус тех, кто заявляет о своей причастности к мартинизму,
сами же должны выказывать свое знание символизма различных степеней с
превеликими осторожностями и лишь в том случае, если собеседник
способен должным образом продолжить начатую беседу. Они должны сообщать
имя и адрес, если это им известно, всякого, отвечающего этим условиям,
Высшему Верховному, которой в случае нужды предпримет необходимые
действия. Более того, следует помнить, что знаки и пароли Независимого
и Исправленного обряда отличаются от оных Верховного Совета во Франции
и что независимые объединения, сформированные свободными посвящающими в
различных странах, не имеют особых паролей и знаков. В любом могущем
возникнуть затруднении член братства всегда может рассчитывать на
незамедлительную помощь».
Пересмотренные степени. Существовало три степени: (1) Обряд Посвящения
(Rite of Dedication), (2) Церемония Преддверия (Ceremony of the
Treshold), (3) Обряд Рукоположения, или Патентования (Rite of
Ordination or of Warrant). Все они, и Третья в особенности, были
тщательно продуманы и просты в своем символизме. Независимый и
Исправленный обряд тем не менее, кажется, совсем позабыл о Сен-Мартене,
деятельность же Высшего Совета во Франции была приостановлена Великой
войной, и его Гроссмейстеры один за другим умерли. Насколько можно
судить, входившие в него ложи и ассамблеи отказались от ритуалов 1887
года и начали присуждать ритуалы цехового масонства или их измененные
версии. Но поскольку об этом не сообщают ни официальные, ни
неофициальные источники, следует предположить, что их деятельность в то
время носила нелегальный характер. 1913 был годом очередных изменений,
когда ритуал Ордена Мартинистов перешел в ведение Верховного Совета и к
трем степеням была добавлена еще одна, почетная, присуждавшаяся в
награду за ревностное служение и пропаганду ордена в других регионах.
Новая система не была масонской, но условием продвижения от степени к
степени была успешная сдача экзамена на знание символизма и официальных
тайн различных степеней масонства.
Заслуги мартинизма. Остается лишь добавить, что члены всех послушаний
различали друг друга посредством некоторых букв и чисел, применявшихся
при распространении ордена свободными посвящающими. Они служили для
идентификации групп и помогали их членам распознавать друг друга не
называя имен. Система опознания была весьма изощрена, но нет никакой
необходимости вдаваться в ее подробности. В завершение необходимо
сказать несколько добрых слов в адрес Ордена Мартинистов, в том виде, в
каком он был основан Папюсом. Он выгодно отличался от тех многих
организаций, которым сейчас приписывается масонское происхождение, тем,
что никогда не имел лжепритязаний относительно своего происхождения.
Папюс и не думал скрывать тот факт, что он и никто другой был автором
своих очень простых ритуалов, задуманных и воплощенных с большой
скромностью и старанием. Конечно, отдавая дань традиции, он связывал их
с именем Сен-Мартена, но у него эта связь носила характер отдаленного
влияния. Это была попытка возрождения в организованной форме той
работы, которую, как считали, французский мистик делал в свое время и
от собственного имени по отношению к своим последователям и ученикам.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4898" > СОВРЕМЕННЫЙ ОРДЕН МАРТИНИСТОВ (MODERN ORDER OF MARTINISM) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 1.15 секунды