СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ ОРДЕН, ИЛИ БЕЛЫЙ МАСОН (PRIESTLY ORDER, OR WHITE MASON)
Мы видели, что в обряде Азиатских Братьев существовала степень
Мельхиседека, или Королевского Священства. В Ирландии XVIII века также
был некий Священнический Орден, уже не говоря о слухах, связанных с
почтенной и существующей с незапамятных времен Ложи Йорка, которая
занимает — правда в гораздо меньшей степени — в воображении масонства
то место, которое традиционно уделяется Материнской Ложе Кильвиннинга и
с которым связано множество романтических воспоминаний, к сожалению
совершенно далеких от фактов. Кильвиннинг является венцом воображаемого
масонства Шотландии, а Йорк — английский центр священной и прекрасной
легенды. Лондонская Великая Ложа 1717 года не имеет и тени столь
священного происхождения: «Кубки» и таверна «Яблоня» — вот ее священные
места, что не выдерживает, конечно, никакого сравнения с Хередомом или
кульдейскими монастырями, бросающими огнями своих Святилищ ненадежный
свет на многие последующие века.
Храмовое Священство (A Templar Priesthood). Уже несколько раз я
отмечал, что мы должны благодарить Ранний Великий Шотландский обряд за
сохранение материалов, содержащих упоминания о степенях, которые иначе
бы были безвозвратно утеряны. Мы даже в большем долгу перед ним, так
как он также сохранил для нас описание — в сравнительно адекватном виде
— в свое время, как я считаю, реально действовавшего ритуала
Священнического Ордена, или Белого Масона или иначе Торжественнейшей
степени Священников Рыцарей Храмовников Королевской Арки (Most Solemn
Grade of Royal Arch Knight Templar Priests). Он открывается всеми
присутствующими членами, облаченными в белые одежды Храма, который
олицетворяет ту Taber-naculum perfectius, non manu fac-tum (Скинию
совершенную, нерукотворную), что упоминается в Послании к Евреям. Она
открывается во имя Мельхиседека, царя Салима и Умиротворения. Главное в
том, что Храм является Священным Домом, и те, кто в нем служит,
считаются святым священничеством, которое приносит «священные жертвы,
доступные Богу через Иисуса Христа». Это укоренено в громоздкой системе
Раннего Великого обряда, как краеугольный камень в холме Сионском,
«избранный и драгоценный». Кандидат входит со словами мира, веры и
доброй воли. Его приглашают именем царя Умиротворения, Вечного
Мельхиседека. В своем символическом продвижении он последовательно
проходит через семь мистических дверей: Веры, поднимая Светильник
Молитвы; Надежды, со Светильником Знания; Милосердия, со Светильником
Желания; Выражения, со Светильником Чистоты; Спасения, поддерживая
Светильник Добрых Дел; Епитимьи, со Светильником Силы; и наконец,
проходит через Дверь Жизни — означающую Жизнь жизни — неся Светильник
Радости, ибо радость подобает вступившим в жизнь собственную. Его ведут
на Восток, там притирают елеем во имя Господа и посвящают в
Священника-масона. С этого времени новые Храмовые Священники принимают
решение вместе, как бы одним сердцем и одним голосом, соединить свои
души «на пути Господнем», чтобы «суметь стать священными строителями и
столпами Дома Бога, пребывая в единстве духа и согласии единого тела, и
быть с помощью «неиссякаемой благодати и духа Божьего» «верными телам и
душам друг друга всю жизнь», пока «не станет больше времени».
Священник Королевской Арки. Сорок лет спустя в Лондоне от имени некого
частного лица вышла в свет иная редакция этой степени, которую было бы
полезно рассмотреть для сравнения, но только не в рамках данного
исследования. С точки зрения редакторской работы этот вариант
безупречен, но в нем нет того духа, который есть в шотландской версии.
Его полный титул — Объединенное Священное Собрание Священников Рыцарей
Храмовников Священной Королевской Арки (The United Sacred Band of Holy
Royal Arch Knight Templar Priests), и историческая заметка, к ней
прикрепленная, гласит, что степень исполнялась в Станах Бристоля, Бата,
Солсбери и Йорка как венец масонства. Другие свидетельства говорят о
том, что существуют следы ее более широкого распространения по
Соединенному Королевству в конце XVIII и в начале XIX веков. Это не
звучит совсем неправдоподобно, если принять во внимание священный
характер Тамплиерского обряда
для масонства или другой подобный прецедент — Клерикальную Ветвь
Строгого Послушания Штарка. Связь Храмового Священства с Королевской
Аркой необъяснима, по крайней мере на первый взгляд, так же как и
Военный и Религиозный Орден — который есть обряд паломников и воинов —
не имеет отношения к строительному искусству, материальному или
символическому. Поэтому претензия священнической степени на звание
венца масонства никак не оправдана.
Великий Первосвященник (Grand High Priest). В масонстве много иерархий
священства, от тех, кто прошел посвящение в должность Иисуса, сына
Иоседекова, до тех, кто до сих пор иногда становятся Священниками
Солнца, хотя надо признать, что этот ранг все больше заменяем другими.
Другие священнические ордены в большинстве своем прекратили
деятельность, ибо многие старые обряды успели кануть в Лету. Орден
Первосвященства возник в Америке в 1802 году при неясных
обстоятельствах. Я не претендую на его полное рассмотрение. Его ритуал
исполнялся в Великом Капитуле Огайо около 1828 года, и назывался он
почетной степенью, возникшей из должности Иисусовой в Священной
Королевской Арке. Аналогом ее в Англии является Орден Великого
Первосвященника, под покровительством Великого Совета Объединенных
Степеней. Он находится в том же соотношении с масонством Королевской
Арки, как Священнический Орден — с христианскими степенями, и из них
особенно — с тамплиерскими. Тем не менее с точки зрения ритуала он не
относится к одной с ними категории. Эту степень присуждают лишь
Помощникам Принципалов Капитула Королевской Арки. Сходство Ордена
Первосвященника со Священническим Орденом очевидно: в первом кандидата
помазывают елеем, посвящают и удаляют, тогда как во втором — ложу или
храм называют скинией, которая также открывается именем Священника и
Царя. Глава ордена символизирует царя Салимского, а кандидат — Авраама,
великого отца Израиля. Посвящение в духовный сан Мельхиседека и
должности Хлеба и Вина наполнены — или, по крайней мере, могут быть
наполнены — глубочайшей символикой, однако, поскольку свет
христианского мистицизма не светит в скинии, действительное значение
символов ускользает. Наставления Лекции этой степени, как бы то ни
было, превосходны в соответствующих рамках — о том, (1) что истинный
масон должен служить Всевышнему, (2) что неизменное священство
Мельхиседека было выше священства Аарона, уже покойного, (3) что после
этого преходящего представления есть надежда на вхождение в Вечную
Скинию, и (4) что святость по отношению к Богу должна быть начертана в
сердце и в жизни, здесь ее место. Христианские смыслы их очевидны.
[ Вернуться назад ]
Масонская энциклопедия
При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку: <a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4886" > СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ ОРДЕН, ИЛИ БЕЛЫЙ МАСОН (PRIESTLY ORDER, OR WHITE MASON) </a>
|
|