ЗОГАР (ZOHAR)
«Sepher На Zogar» не раз упоминается в этих томах как сокровищница
тайной традиции Израиля. Невозможно сказать, когда впервые то, что
вошло в эту книгу, стало излагаться письменно. В нее включены разные
независимые тексты, являющиеся своего рода случайными комментариями к
Пятикнижию, хотя часть, относящаяся к последней книге (Второзаконию),
дошла до нас лишь во фрагментах. Суть текста приписывается раввину
Симеону-бен-Йохаи (Simeon ben Yochai), жившему в период падения
Иерусалима, около 70 года н. э. Возможно, что последняя редакция
относится к концу XIII века, но основная часть создана веками раньше.
Более полный анализ текста — в моей книге «Secret Doctrine in Israel»
(Тайная доктрина в Израиле), 1913; общий обзор традиции можно найти в
моей же «Doctrine and Literature of the Kabalah» (Доктрине и литературе
каббалы), 1902. Многие каббалистические трактаты относятся к совсем
позднему периоду, некоторые — даже к XVII веку. О них ошибочно
отзывались как о неотъемлемой части традиции проводники оккультного
знания и писатели типа Вина Вест-котта (Wynn Westcott) и Матерса
(Mathers). Они в этом вопросе не авторитеты, и, как сказал Франк, их
писания не лучше раввинисти-ческих фантазий. Исследователям не следует
ожидать найти систематизированную тайную традицию в книге, подобной
«Зогару»: предполагается, что заключенное в нем обращено к уже знающим
и поэтому появляется в ясном виде лишь отрывочно. Поздние каббалисты
составили его на собственный манер, добавляя недостающие части,
создавая чудовищные системы: аутентичный труд был бы как Млечный Путь —
галактикой светящихся миров.
Храм в «Зогаре». Как и многие дворцы и дома, встречающиеся в этом
тексте, Храм Соломона также получает духовное толкование в «Зогаре»: он
— как Дом Учения, воздвигнутый Правящим Господином и Хранителем Тайной
Традиции. Сказано, что весь мир основан на тайной доктрине, Храм
Иерусалимский был центром мира, а внутреннее его Святилище — сердцем
мира. Он был символом того «Верховного Таинства», вокруг которого,
кажется, и вращается вся зогарическая теософия. В этом смысле он был
построен для воссоединения Бога и Его Святой Шехины. Однако это — смысл
архетипический, это смысл, который вкладывал Бог в план, поведанный им
Давиду, — дело в том, что это сын Давида не осуществил этого
Божественного Прототипа, Храм не был построен по изначальному плану.
Иными словами, он не явил Верховного Таинства, не явил Тайного Учения.
Не Господь построил этот дом, и вотще трудились воздвигавшие его. Когда
Израиль был уведен в плен вавилонский, традиция исчезла, когда
вернулись люди в землю обетованную и воздвигли новый Духовный Дом, этот
был построен только лишь людьми и не имел никакого основания для своего
истинного существования. Однако грядет время, когда Всевышний вспомнит
о Своем народе Израилевом и уже Сам Господь построит Дом. Таково
свидетельство «Зогара».
Храм в масонстве. Масонские аналогии вышесказанного в том, (1) что, по
легенде Цеха, Храм Соломонов не был завершен в согласии с изначальным
планом, пропавшим вместе со смертью Мастера-строителя, (2) что
Королевская Арка занята лишь предварительной работой в том, что
касается Второго Храма, но совсем не его строением, (3) что в некоторых
высших степенях мы узнаем о тайном намерении построить еще один Храм в
Иерусалиме. В книге «Secret Tradition in Freemasonry» (Тайная традиция
во франкмасонстве), на основе всего этого и утверждения о существенном
присутствии в масонстве каббализма, я рассматривал легенду о Хираме как
легенду о Доме Учения (т. 1, гл. 15), кроме того — о намерении
продолжить тайную традицию (т. 2, с. 320) или создать новый ее памятник
(т. 2, с. 347) в данное символическое время. Однако намерение не
осуществилось, и учение осталось в руках его хранителей. Королевская
Арка — явный свидетель того факта, что доктрина была утрачена во время
пребывания в Вавилоне, но позже вновь открыта (т. 1, с. 199), как бы
проверкой оснований доктрины (т. 1, с. 201), но найдена она была лишь в
некоем подобии истинной и по сути была лишена жизни доктрины, так что,
как говорит «Зогар», Второй Храм был преходящ, как и первый,
и сотворен руками человеческими, а не Всевышним Творцом. Христианские
высшие степени мало имеют общего с тайной традицией Израиля, если
только косвенно. Однако продолжение вообще какой-то тайной и жизненной
традиции далекого прошлого демонстрируется во многих аллегорических
историях, может быть особенно — в легенде барона Чуди о Рыцарях Утра
(т. 1, с. 414), и кроме того, главный мотив разных орденов
христианского рыцарства в них представлен как желание построить новый
Храм в Иерусалиме. Тех, кому интересна детальная версия данной моей
интерпретации, я сразу отсылаю к указанной книге; я не хочу пускаться
здесь в подробности, но знаю, что тайная традиция Израиля имеет свою
жизненно важную сторону, что она попала в руки христианских ученых,
обративших ее к христианской пользе, и считаю, что около 1725 года из
произведений именно этих ученых несколько масонских писателей
(literati) взяли материал для создания нового ритуала. Они, возможно,
даже были знакомы с теми, кто больше них знал об этой традиции. На этих
ученых, оставивших после себя сочинения на латыни, и анонимных
писателей и ссылался я ранее, говоря о неизвестных посвященных, тайных
мастерах, часть которых осознавала пределы всякого поиска, в то время
как другие могли знать — а могли и нет — corpus поп scriptum
(нерукописный свод) тайной доктрины. Если попытаться рассмотреть
цеховую легенду вне отношения ее к единственному известному
историческому контексту — 1717 году, — то, я надеюсь, удастся во всей
полноте раскрыть тайную доктрину в масонстве и ее связи с тайной
доктриной Израиля, увиденной в Свете Христа.
[ Вернуться назад ]
Масонская энциклопедия
При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку: <a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4704" > ЗОГАР (ZOHAR) </a>
|
|