ДИОНИСИЙСКИЕ МИСТЕРИИ (DIONYSIAN MISTERIES)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ДИОНИСИЙСКИЕ МИСТЕРИИ (DIONYSIAN MISTERIES)




Я предлагаю читателю в первую очередь ознакомиться с классическими
авторами, которые являются источниками нашей информации о тайных
празднествах, посвященных Дионису, совершаемых в Афинах или где бы то
ни было. Так как упоминания о них бесчисленны, я могу здесь лишь
ограничиться кратким очерком. (1) Согласно Геродоту, дионисии пришли в
Грецию из Египта, но это всего лишь значит, что в этом пункте он
следует общепринятому мнению. Также он говорит, что введены они были
Мелампом. (2) Павсаний, с другой стороны, свидетельствует, что дионисии
были получены афинянами благодаря Пегасу Элевтер-скому. (3)
Дионисийские мистерии следует отделять от обычных вакханалий. (4) Они
отделяются друг от друга как Малые и Большие элевсинии, последние же
иногда считаются более древними, но я сомневаюсь, что современная наука
сочтет достаточными те имеющиеся материалы, на которых основано
подобное суждение. (5) Большие мистерии проходили раз в три года, (б) В
них, по-видимому, входила тайная жертвенная часть, в которой жена
иерофанта приготовляла жриц обряда и принимала их торжественные клятвы.
(7) Они свидетельствовали о своей чистоте и девственности и о том, что
они будут соблюдать правила обряда. (8) Что касается церемоний
посвящения, я не встречал еще точку зрения, отличающую в этом аспекте
Большие мистерии от Малых. (9) Предварительным для обеих было
формальное очищение воздухом, после чего кандидаты вступали в Храм.
(10) Согласно Еврипиду, празднества проходили ночью, и из Павсания
можно узнать, что главной тайной их было то, какие жертвы на них
приносились. (11) В свою очередь, Плутарх сообщает, что это были первые
плоды, особенно — виноградной лозы и фигового дерева. Мы слышим также о
борове, приносимом в жертву, и даже — в местах, отдаленных от Афин, — о
человеческих жертвах — источник, правда, весьма сомнителен. (12)
Теофраст говорит, что Малые мистерии праздновались в городе зимой, но
Большие были весенними, и, как кажется, из Аристофана следует, что они
проходили на открытом пространстве за пределами города. (13) Те, кто
отправляли церемонии, облачались в наряд из кожи молодого оленя,
миртовый венок и несли в руках ветви деревьев.
(14) О реальном ритуале посвящения мы знаем очень мало, но у Оригена
есть упоминание о маске,
которая вселяла в сердце ужас. Преданием мистерий было убийство Вакха
титанами и его чудесное возвращение к жизни. Масонские авторы
представляли кандидатов как тех, кто проходит в мистическом смысле
смерть и воскресение божества, но это лишь басня, которая устанавливает
ложную аналогию с процедурой степени Мастера. (17) Степень Мастера
предполагает единственного кандидата, в то время как и
в Малых, и в Больших мистериях принимали участие толпы желающих, и нет
никаких свидетельств, как нет ни малейших оснований предполагать, что
один представлял или замещал остальных. (18) Как в элевсиниях, так и в
дионисиях представление было драматическим действом. (19) Говорилось о
том, что вторые в части своей мистики следовали первым как прототипу,
но традиционная история полностью противоречит этой точке зрения, так
как очевидно несходство между историей похищения Прозерпины и
расчленением тела Диониса или между возвращением Деметре ее дочери и
возвращением бога к жизни. (20) Прототип дионисии следует искать в мифе
об Осирисе, и — безотносительно к вопросу старшинства — аналогичными им
можно было бы назвать мистерии Адониса.
Дионисии и франкмасонство. Мы уже видели, как масонское измышление
представляет диони-сийских ремесленников Смотрителями мистерий Вакха,
которые, по-видимому, праздновались ими в Теосе, и говорит о том, что
эти мистерии являют собой внутреннее сходство между ремесленниками и
современными символическими вольными каменщиками, так же как некоторые
части обряда являют между собой сходство внешнее. Нам ясно, что
существует важная аналогия коренного свойства между смертью и
воскресением бога — Осириса, Адониса, Диониса — и главным таинством
цехового масонства. Но мы призваны учитывать не менее важное различие в
плане уже не корневом, а в плане развития,
потому что, с одной стороны, легенда об Осирисе отлична от легенды о
Хираме и великое нравоучение масонства, по счастью, полярно
противоположно растленным празднествам Адониса. И тем не менее: что
скрывается за аллегориями и проясняется символами тайного дионисийского
обряда? Еврипид — не самый доброжелательный свидетель, но его Вакх,
одетый ли-дийцем, подтверждает, что таинства этого божества
«противоположны нечестию». Сверх того, ученые прошлого были склонны
считать, что их изначальная форма была простой и невинной. Их слава во
времена Вергилия может стать нам ясна из седьмой книги «Энеиды», и еще
задолго до того сенат запретил дионисии по причине пьянства и
распутства, царивших на празднествах. Мы не можем судить о невинности
их ранней стадии. Уорбертон говорит, что они были «рано и быстро
растлены», но очень трудно удостоверить время этого, а так как нет
сомнений в их растлении, значит, свидетельства относятся к позднему, по
сравнению с самим обрядом, периоду. Мы можем сколь угодно отличать
Силена от Вакха, а последнего от Диониса, но все они были богами
виноградной лозы, плоды которой, доступные на празднествах и мистериях
мужчинам и женщинам, само собой не помогают человеку выбрать via
asce-tica (путь воздержания) или via prudentiae (путь благоразумия).
Даже честь жриц после праздника была, так сказать, не застрахована от
посягательства. «Elles ne pouvaient neanmoins se passer du ministere du
principal Pretre de Bacchus» (Они не могли миновать служения главному
Жрецу Вакха), — говорит барон де Сен-Круа в своих «Recherches sur les
Mys-teres du Paganisme» (разд. VII., ст. iii), но есть и другие,
противоположные свидетельства. Вопрос, таким образом, остается открытым
относительно начала вещей, но относительно их дальнейшего развития и
особенно их позднейшей | истории есть почти необозримое количество
сведений. Свое отвращение к вакханалиям выражали самые разные люди,
например Климент Александрийский, Блаженный Августин, Платон. Последний
был свидетелем того, как целый город — Афины — во время проходивших в
нем празднеств погрузился в пучину пьянства-Мужчины и женщины срывали с
себя одежды и даже обменивались ими, преследуя противные природе цели.
Фаллические мистерии. Характерным символом дионисий был Phallus,
олицетворявший, как утверждает распространенная гипотеза, плодородие.
Избрание символом его, а не кистей винограда, кажется, в комментарии не
нуждается. При очищении воздухом кандидаты в прыжке пытались охватить
Phallus, составленный из цветов. Аристофан и Диодор говорят о том, как
часто встречалась во время мистерий эта эмблема, которую женщины носили
на головах, а в Лавинии проводили шествие по улицам. Что бы ни осталось
свидетельством оригинального содержания обрядов посвящения, внешней
формой и практикой празднеств была пьяная оргия с ярко выраженным
сексуальным характером: в них встречались все стадии опьянения и все
сексуальные извращения, одно при этом вело к другому. Над всем царил
фаллос, который своей «символикой наоборот» представлял post
ejaculationem состояние смерти Вакха, бога удовольствия, а воскресение
его — in forma aerecta. Такого рода была скорбь и такого рода была
радость этих мистерий. Масонская история о дионисийских ремесленниках
есть собрание выдумок. Мы знаем только, что те аттические и вообще
греческие колонии, которые были ограничены на западе Эгейским и
Икарийским морями, разделились на двенадцать царств и стали называться
Ионией, что двенадцать царств объединились, в память о чем был построен
храм, но был он посвящен Вакху или нет — мне не удалось установить.
Согласно Витрувию, ионический стиль относился к культам Юноны, Дианы и
Вакха, будучи переходным между изящным коринфским и строгим дорическим.
Нет оснований считать, что ионийские дионисии были чище, чем греческие
и римские.
Источники. Некоторых классических писателей я упомянул, но даже назвав
еще Плутарха, Ливия и автора схолий к Аристофану, я не смогу исчерпать
их список — правда, я не вижу смысла делать это здесь. Также я
процитировал барона де Сен-Круа и Уорбертона. Что касается первого, это
было второе издание его
«Мемуаров» — (Saint-Croix. Memoires. 2 vols. 1818) под ред. барона
Сильвестра де Саси. Относительно Уорбертона, смотри: Warburton. The
Divine Legation. Book 2. Sect. IV, однако отрывок о дионисиях очень
невелик. Некоторый интерес для масонов может представлять «История
посвящения» Оливера (Oliver. History of Initiation) лекция VI, однако
там под именем вакхических мистерий говорится о некой смеси дионисии,
элевсиний и обрядов культа Осириса, основанием каковому смешению
выступает предположение об их практическом тождестве. Это исследование
бесполезно не только для целей критических, но и для обыкновенного
читателя, который нуждается лишь в знающем дело руководителе в таких
вопросах.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4695" > ДИОНИСИЙСКИЕ МИСТЕРИИ (DIONYSIAN MISTERIES) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.18 секунды