ВТОРОСТЕПЕННЫЕ МАСОНСКИЕ ПИСАТЕЛИ
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ВТОРОСТЕПЕННЫЕ МАСОНСКИЕ ПИСАТЕЛИ




Название этой главы говорит само за себя. Я постарался сделать ее как
можно более полной: исчерпывающей она не будет, на это понадобился бы
целый том. Я не включил в нее ныне здравствующих, так как любой принцип
отбора, как бы ни был необходим, всегда будет казаться оскорбительным.
Если бы я доверился себе, то обязательно опустил бы кое-какие имена,
однако если пишешь энциклопедию, то следует отказаться от всяких
пристрастий — ведь со временем тот, кого ты раньше считал не имевшим
никакого влияния, может предстать благодаря новым фактам человеком,
сыгравшим очень важную историческую роль.
Абафи Людвиг (Abafi Ludwig). В 1890 году этот венгерский писатель издал
в Будапеште «Ges-chichte der Freimaurerei in Oester-reich und Ungarn»
(Историю франкмасонства в Австрии и Венгрии), в которой он утверждает:
(1) что некие религиозные общины и братства средних веков являются
исторически существенными для периода становления масонства, (2) что
среди них необходимо упомянуть вальденсов, чье сообщество был учреждено
в Лионе Пьером Вальдо в 1170 году, (3) что император Рудольф I позволил
учредить в 1275 году орден масонов (каменщиков), (4) что папа Николай
III даровал в 1278 году индульгенцию каменщикам Страсбурга, (5) что это
было сделано вновь его преемниками, включая Бенедикта XII, в году 1340,
(6) что масонские ордены появлялись один за другим с 1397 по 1500 год в
Вене, Страсбурге и Торгау и впоследствии в Шпире, Регенсбурге,
Саксон-Аль-тенбурге и Тироле. Также мы узнаем о «Братьях Круга и
Молота», «Братстве Секиры» и «Друзьях или Братьях Креста». Секта Пьера
Вальдо сразу должна быть исключена из нашего рассмотрения, как
совершенно не имеющаяк нам отношения — это древняя небылица,
доказательств которой нет. Неизвестно также, являлись ли члены
приведенных организаций оперативными либо спекулятивными строителями;
тогда как упоминавшиеся с конкретными датами события относятся к жизни
гильдии и никак не связаны с нравоучениями, аллегориями или символами.
Абеле Генрих Каспер (Abele Heinrich Casper). Немецкий писатель,
исследовавший тайные общества в начале XVIII века.
Абрахам Антуан Фирмен (Abraham Antoine Firmin). Автор серии публикаций
«Le Miroir de la Veri-te» (Зеркало Истины), затем — «L'Art du Tuileur»
(Искусство Кровельщика), Reglemens Genera-ux de la Maconnerie Ecossaise
(Общий регламент Шотландского масонства) и других работ. Он был отречен
Верховным Советом Франции за продажу поддельных степеней и
сертификатов.
Абрахамсон Вернер Г. Ф. (Abra-hamson Werner H. F.) (1744-1812). Член
Строгого Послушания и автор разрозненных «Речей» на масонские темы.
Авемаун Э. Ф. фон (Avemaun Е. F. von). Автор эссе о влиянии масонства
на человечество в целом, вышедшего около 1783 года.
Адаме Джон Куинси (Adams John Quincey). Президент Соединенных Штатов в
1825-1829 годах и автор некоторых враждебных писем о масонских
институтах.
Азаис Р. Г. (Azais R. Н.). Автор эссе о происхождении, истории и целях
масонства, опубликованного в Париже в 1835 году.
Альбрехт Генрих Кристоф (А1-! brecht Heinrich Christoph). Автор
«Collections Towards a Critical History of Freemasonry» (Сборников к
критической истории франкмасонства), которых появилась лишь первая
часть, «Notices of Freemasons in the First Half of the Sixteenth
Century» (Заметок о франкмасонах в первой половине XVI века) и «Secret
History of the Rosicrucians» (Тайной истории розенкрейцеров). Родился в
Гамбурге в 1763 году, умер в 1800.
Андрэ К. К. (Andre С. К.) (1763-1831). Редактор немецкой работы,
которая — имея название «Франкмасон» — включает в себя много информации
о других тайных обществах. Жил цреимущественно в Австрии.
Анкер П. К. (Ancker P. К.). Датский писатель о системе гильдий, чей
труд появился в 1780 году.
Антон Карл Готлоб фон. (Anton Karl Gottlob von) (1751-1818). Автор двух
трудов об Ордене Рыцарей Тамплиеров, очерка о кульдеях и некоторых
обращений к адопционному масонству.
Арнольд Дж. Ф. (Arnold J. F.). Автор работ об Азиатских Братьях и их
главе, опубликованной в Гамбурге в 1811 году.
Ашер Карл Вильгельм (Asher Carl Wilhelm). Гамбургский масон, переведший
манускрипт «Regius» на
немецкий.
Баден Гаупт Э. Ф. (Baden Haupt Е. F.). Редактор «Каталога книг»
библиотеки Великой Материнской Ложи «Die Weltkugeln» (Земные Сферы) в
Берлине, 1778 год.
Базо Этьен Франсуа (Bazot Eti-enne Francois). Автор «Словаря
франкмасонов» (Париж, 1810), «Руководства франкмасону», 1811, «Этики
франкмасонства» и «Экс-перт-тайлера тридцати трех степеней». Родился в
1782 году, год смерти неизвестен.
Байель Антуан (Bailleul Antoine). Автор нескольких масонских речей,
произнесенных им в качестве Мастера ложи в Париже, и впоследствии
напечатанных; также перевел с немецкого описание системы «KrataRepoa» в
1831 году.
Барбе Л. Б. (Barbet L. В.). Ав тор серии писем под названием «Истинные
франкмасоны» (Париж, 1802).
Барбекьер Ж. Б. (Barbequie-re J. В.). Автор «Магнетического или
месмерического масонства», Амстердам, 1784.
Баргюре A. (Barguret А.). Автор «Речи» о гражданской и религиозной
истории Ордена Тамплиеров (Париж, 1833).
Бассак Эрбер де (Bassac Herbert de). Автор «Лекции» об истоках,
преимуществах и превосходстве тайных обществ (Бордо, 1806).
Бауманн Г. К. (Baumann H. К.). Автор книги «Франкмасонство: прямой путь
к счастью» (Берлин, 1769).
Безюше Ж. К. (Besuchet J. С). Автор «Исторического обзора» Ордена
франкмасонов в двух томах (Париж, 1829).
Бейерль Франсуа Луи де (Ве-yerle Franpois Louis de). Активный
французский член Строгого Послушания, автор написанных на латыни
памфлетов против решений конгресса в Вильгельмсбаде и внушительного
«Очерка о масонстве», который замышлялся с целью показать его основную
и фундаментальную цель. Состоял в совете обряда Филалетов и, как
утверждается, осуществлял переписку между Loge des Amis Reunis (Ложей
Воссоединенных Друзей) и Египетской ложей Калиостро.
Бек Фридрих (Beck Friedrich). Опубликовал в 1834 году «Историю немецких
каменщиков».
Бек X. Адам (Beck Ch. Adam). «Das Unvergangliche im dem Wsem eines
Freimaurers» появилась под этим названием во Франкфурте в 1745 году.
Беккер Рудольф Захариас (Becker Rudolph Zacharias) (1752-1822).
Немецкий масон из Готы и автор работы «Историческое исследование
баварских иллюминатов» (1786).
Беккер Н. Л. (Becker N. L.). Автор «Grundsatze, Verfassung und
Schicksale des Illuminaten Ordens in Bayern» (Принципов, конституции и
судеб Ордена Иллюминатов Баварии), опубликованной в Готе в 1786 году.
Бернард Давид (Bernard David). Исключенный масон, опубликовавший из
мести работу под названием «Свет в масонстве» в Лондоне в 1829 году.
Клеветническая и никчемная книжка.
Бернигерот Й. М. (Bernigeroth J. М.) (1713-1767). Автор книги «Обычаи
франкмасонов во время собраний» (Лейпциг, 1745).
Берне Роберт (Burns Robert) (1759-1796). Посвященный в Тар-болтоне в
1781 году, стал Полномочным Мастером в Моклине. Наверное, необходимо
сказать, что его масонские стихи «блистают» в бессмертном свете его
остальной поэзии.
Бертолио Р. К., аббат (Bertolio R. С). Опубликовал в 1777 году памфлет
под названием «Общество франкмасонов, как полезное для человечества,
нравов и государств». Умер в 1812 году.
Бидерманн (Bidermann). Предположительно и весьма вероятно псевдоним,
под которым в Германии появилась враждебная работа об иллюминатах,
называвшаяся «Последние дела Спартака и Филона» (1788).
Бильфельд Г. Ф. фон, барон (Bielfeld G. F.) (1717-1770). Он оказал
огромное влияние на решение Фридриха Великого стать масоном, и он же
опубликовал доклад о королевском посвящении в неких «Известных
письмах». Был осно-
uuiwiuin dUjyivirl «Грел Vj^cp» Л UU-
зднее ее Гроссмейстером.
Биркхед Мэттью (Birkhad Matthew). Автор «Песни Ученика», по профессии
был певцом и актером в театре «Друри-лейн». Умер в 1723 году.
Блумауэр Алоиз (Blumauer Aloys) (1735-1798). Немецкий писатель о
масонстве в прозе и стихах.
Блуменхаген П. Г. (Blumenha-gen P. G.) (1781-1839). Уроженец Ганновера
и писатель о масонстве в прозе и стихах.
Богеманн Карл A. (Bohemann Karl А.). Швед по рождению и верный член
Ордена Азиатских Братьев, который он пытался учредить в Швеции; однако
его масонство смешивалось с политикой
революционного характера, и это привело к его изгнанию. Он был назван
мошенником и обвинен
в смешении оккультных наук с масонством, в этом, возможно, и основание
обвинения. В 1815 году в Pyrmont он опубликовал опровержение. Родился в
1770 году.
Боде Иоганн Й. К. (Bode Jogann J. С.) (1730-1793). Знаменитый член
Строгого Послушания, впоследствии — иллюминат. Был приверженцем теории
об иезуитском происхождении масонства как способе примирения Англии и
католической церкви.
Бохель Е. Г. A. (Bochel E. G. А.). Образованный теолог и один из
авторов немецких «Архивов масонства». Был Провинциальным Гроссмейстером
Нижней Саксонии.
Бретшнайдер Г. Г. (Bretschnei-der С. G.) (1776-1848). Стал масоном в
Альтенбурге и был первым яростным критиком подложной Кельнской хартии —
его критические замечания появились в «Annales Vitae Philippi
Melanchtho-nis» (Жизнеописании Филиппа Ме-ланхтона).
Буало (Boileau). Парижский масон высших степеней и автор мемуаров о
масонстве, которые появились в сборнике под названием «Annales
Maconniques». Согласно Тори, в них он ссылается на несколько мифических
масонских процедур на английском языке. Умер в 1801 году.
Буйи (Bouilly) (1763-1842). Французский литератор и офицер Великого
Востока. Его работа, называвшаяся Mes Recapitulations (Мое обозрение),
представляет для нас определенный масонский интерес.
Вайсе Джон A. (Weisse John A.). В 1880 году доктор Вайсе опубликовал в
Нью-Йорке работу под названием «The Obelisk and Freemasonry» (Обелиск и
франкмасонство), в которой он утверждал:
(1) что жречество Ваала в Асси рии, Осириса в Египте, Иеговы а
иилнлиые, шпитера в Греции и Риме, Ахура-Мазды в Персии, Брахмы в Индии
и Титана в Британии составляло тайные общества, что все эти жрецы были
связаны таким образом, что имели сообщение от Инда до Тигра и от Нила
до Темзы, (3) что именно по этим причинам франкмасонство всегда
существовало на Земле, (4) что все эти сообщества были
священнодейственны приблизительно до XIII века, (5) что в тот период
произошло «освобождение», после которого вместо просто масонов они
стали называться франкмасонами, (6) что с этого момента франкмасонство
было подвергнуто гонениям и попыткаму ничтожения со стороны
священничества. Это запутанное и бессвязное заявление, так как ни
одного доказательства в его пользу нет и нельзя обнаружить. Если бы
существовали подобные связи между Грецией и Египтом, я думаю,
классические писатели были бы более компетентны в древней египетской
религии. Если бы они существовали между Римом и Британией, у нас должны
были быть более надежные источники, нежели Цезарь и Цицерон,
рассказывающие об учении друидов, и мы не стали бы лишь прислушиваться
к тем, кто безосновательно проводит аналогии между друидскими орденами
и таинствами Элевсина и Самофракии. Но представив на минуту, что
подобные связи существовали, признав тем самым факт существования в
древности некоего тайного сообщества, мы не сделаем его масонством.
Доктор Вай-ссе предполагал, что все строительные гильдии
контролировались жречеством, хотя не упомянул на страницах 94 и 95,
содержание которых я только что привел. Но мы ничего о таких гильдиях в
Египте, Ассирии, Персии, Индии или Британии при друидах не знаем. Что
касается подобных организаций в Западной Европе, то мы знаем об их
контактах в средние века с монашеством и что и после уничтожения
монастырей в Британии в период Реформации, они были «освобождены», как
можно это условно назвать; но гильдии и монашеские ордена разъединились
задолго до этого, поскольку великие церкви и великие монастыри были уже
давно построены. Было поучительно привести мнение доктора Вайссе как
наглядную иллюстрацию существовавшего вплоть до наших дней уровня
масонской аргументации. На самом деле многие ее примеры не идут ни в
какое сравнение с теми доводами, которые уже сейчас приводятся многими
относительно происхождения и истории франкмасонства — оео-оенно если
взять во внимание мнение разных оккультных кругов, и прежде всего во
Франции и Америке.
Вуг К. К. (Woog С. С.) (1713, Дрезден — 1771, Лейпциг). Утверждается,
что он стал масоном в Лондоне. В 1749 году он издал: «Presbyterorum et
Diaconorurn Achaiae
de Martyrio Sancti Andreae Apostoli, Epistola Encyclyca» (Пресвитерам и
дьяконам ахейским святого мученика Андрея послание), где он говорит о
почитании масонами святого покровителя Шотландии, добавляя, (1) что
одна из сект носит Крест Св. Андрея на груди, но (2) что, насколько он
знает, «их таинства должны оставаться неразглашенными». На этом отрывке
строится гипотеза о его членстве в Ордене, возможно, немного
опрометчиво.
Вудфорд А. Ф. А., преп. (Wood-ford A. F. А.). Составитель и редактор
«Масонской энциклопедии» Кеннинга в 1878 году. Он хорошо известен также
в связи с «манускриптом Вудфорда», датированным 1728 годом на обратной
стороне, который почти дословно повторяет куковский. У мистера Вудфорда
блестящие знания древних конституций и предписаний.
Вуф Ричард (Woof Richard). Был Провинциальным Великим Смотрителем
Уорчестершира и, по мнению У. Дж. Хьюгена, был авторитетом среди
Рыцарей Тамплиеров и рыцарских степеней масонства. В 1865 году он
опубликовал «Scetch of the Knights Templar» (Очерк о рыцарях
тамплиерах), включавший заметки о масонском возрождении ордена. Я не
встретил никаких биографических данных о нем, кроме того, что он был
секретарем городского совета Уор-честера.
Гадике Кристиан (Gadicke Christian). Составил первый немецкий «Лексикон
франкмасонства», первоначально опубликованный в Берлине в 1818 году. По
профессии был книготорговцем.
Гельдманн Ф. (Heldmann F.) (1776-1838). Профессор Вюрцбур-га, Берна и
Дармштадта, ставший масоном во Фрайбурге в 1809 году и написавший (1)
«Die drei altesten geachichtlichen Denkmale der Deuts-chen
Freimaurerbruderschaft» (Три древнейших исторических памятника
немецкого масонского Братства), 1819, (2) «Akazienbluthen aus der
Schweiz» (Цветы акации из Швейцарии), 1819, и (3) «Mitt-heilungen iiber
die Freimaurerei» (Сообщения о франкмасонстве), 1836.
Гердер И. Г. (Herder I. G.) (1744-1803). Знаменитый немецкий поэт и
писатель-метафизик был также масоном, посвященным в Риге в 1766 году,
издателем масонского периодического издания под названием «Адрастея»,
1801 год, и автором некоторых масонских памфлетов.
Гёте Иоганн Вольфганг фон (Goethe J. W. von) (1749-1832). Автор
«Фауста» был посвящен в масоны в Ложе Амалии в Веймаре 23 июня 1780
года, прошел в Подмастерья 23 июня 1781 года и стал Мастером-масоном 2
марта 1782 года. Его масонский юбилей праздновался масонами Веймара 23
июня 1830 года, в канун летнего дня св. Иоанна. Образованный читатель
вспомнит некоторые его масонские стихи и аллюзии на Орден в «Вильгельме
Майстере».
Гильдебрандт П. И. (Hilde-brandt P. J.). Редактор Taschen-buch fur Br.
F. M. (Справочник для брата франкмасона), Гильдес-гейм, 1794 и 1796.
Упоминается Клоссом.
Гильмен де Сен-Виктор Луи (Guillemin de Saint-Victor Louis). Автор
хорошо известного «Recueil Precieux de la Maconnerie Adon-hiramite»
(Драгоценного сборника адонхирамитского масонства), 1785, и отчета о
его предполагаемом происхождении, 1787 год. Обе работы рассматривались
ранее, как и его «Manuel des Franches Ма-gonnes» (Руководство для
франкмасонов).
Гоххаузен Э. А. А. фон (Gochh-ausen E. A. A. von) (1740-1824). Стал
масоном в Хаке и в 1787 году опубликовал свои « Freimaurerische
Wanderungen» (Франкмасонские путешествия).
Грандидье П. A. (Grandidier Р. А.). Каноник Страсбургского собора и
архивариус кардинала Ро-гана. Нет необходимости говорить, что он не был
масоном как таковым, но был первым, кто сформулировал популярную
гипотезу, что спекулятивное масонство возникло в оперативном братстве.
Это случилось в 1782 году в его работе под названием «Essais
Historiques et Topographiques sur l'Eglise Ca-thedrale de Strasbourg»
(Исторические и топографические очерки о кафедральном соборе
Страсбурга). Говорят, эта идея появилась даже раньше в двух французских
газетах.
Грувель П. A. (Grovelle P. А.). Член Ложи Девяти Сестер и автор
«Historical Memoirs of the Templars» (Исторических мемуаров
тамплиеров), 1805.
Гуэ А. С. Г. (Goue A. S. G). Родился в 1742 году в Хильденсхай-ме, умер
в 1789 году. Член Строгого Послушания и автор (1) «Ue-ber das Ganze de
Maurerei» (О масонстве в целом), 1782, и (2) «Bemerkungen
Ueber St. Nica-ise und Anti-Nicaise» (Заметки о св. Никейском символе
веры и ан-тиникействе), 1790. Источником сведений здесь является
«Справочник», и в нем упоминаются другие масонские сочинения, не
представляющие для нас интереса.
Де л'Ольней Ф. А. С. (De l'Aul-naye F. H. S.). Автор (1) «Memoire sur
la Franche-Magonnerie» (Воспоминания о франкмасонстве), 1806, (2)
«Recapitulation de toute la Magonnerie» (Обзора масонства), 1812 и (3)
«Tuileur des 33 De-gres de l'Ecossisme» (Кровельщика 33 степеней
Шотландства), 1813, являющийся ценным и по сей день.
Де Лаланд Ж. Ж. (De Lalande J. J.) (1732-1807). Великий французский
астроном и основатель Великого Востока. Также он написал еще «Memoire
sur l'Histoire de la Franche-Magonnerie» (Об истории франкмасонства).
Делаланд К. Ф. Ж. (Delalande С. F. J.). Автор «Defense et Apologie de
la Franche-Magonnerie» (Защиты и апологии франкмасонства), Париж, 1814.
Как говорит Тори, он же нашел архивы Философского обряда в Дуэ.
Дефурнель П. (Defournel P.) (1690—1809, что, правда, сомнительно).
Масон и почетный член французского Великого Востока. Он написал в 1762
году «La Nature Devoilee» (Открытая природа) и несколько масонских
брошюр, в одной из которых помещен его портрет в возрасте ста
девятнадцати лет.
Джонс Стивен (Jones Stephen) (1764-1828). Удачливый журналист,
разносторонний литератор и ' издатель «Иллюстраций» Престона. В 1817
году он написал статью о масонстве для «Encyclopaedia Londinensis»
(Лондонской энциклопедии). Он был Прошлым Мастером Ложи Древности.
Джонсон Томас (Johnson Thomas). Автор «A Brief History of Freemasonry»
(Краткой истории франкмасонства), 1782. К ней можно обратиться, но не
как к авторитетному источнику, а как к свидетельству того времени.
Дибдин Чарльз (Dibdin Charles) (1745—1814). Мне кажется, что автор
«Тома Боулинга» заслужил своего рода бессмертие. Он также был масоном,
на что указывает его пантомима «Harlequin Freemason»
(Арлекин-франкмасон). Она включала в себя последовательность «главных
Гроссмейстеров» от Еноха и Нимрода. Может быть, это вариант Андерсона.
Одна из его песен разъясняет масонское вероучение — стихи очень плохие
даже для Дибдина.
Дрейк Френсис (Drake Francis). Историк, любитель древностей и член
Королевского общества. Он также был Йоркским масоном и автором «Речи»,
впервые опубликованной в 1726 году, в которой он утверждал, что
Гроссмейстер Йорка был Гроссмейстером всей Англии.
Дюбрэй Ж. Б. (Dubreuil J. В.). Его «История франкмасонов» появилась в
Брюсселе в 1818 году.
Дюрье Лакруа (Durieux Lacro-ix). Автор «Le Petit Repertoire Magonnique»
(Малого реестра масонства), 1829 год.
Енох, брат (Enoch). Масон из Льежа, опубликовавший в этом городе (1)
«Истинного масона», 1773, и (2) «Масонские письма», дополнение к
первому сочинению, относящееся также к этому году. Примерно в то же
время и в том же месте мы слышим об обряде Еноха в четырех степенях, а
именно: (1) Ученик, (2) Компаньон, (3) Мастер, (4) Архитектор, в
которых братья учились: (1) дружбе и доброте, (2) преданности королю,
(3) подчинению Верховному Существу, (4) развитию всех добродетелей.
Инвуд Джетро (Inwood Jetro). Автор двух масонских проповедей,
прочитанных в 1797 и 1799 годах, соответственно в Чэтаме и Мэйд-стоне.
Они получили высокую оценку Вудфорда за простоту, силу и вдохновенный
стиль.
Калкотт Веллинс (Calcott Wel-lins). Широко известный в прошлом как
автор «Candid Disquisition» (Доброжелательного исследования) принципов
и ритуалов франкмасонства, 1769 год.
Кальньяр де Майи (Calgnard de Mailly). Парижский масон, автор
«Исследования» истоков некоторых масонских обрядов. Начало XIX века.
Карлайл Ричард (Carlile Richard) (1790-1843). Автор «Manual of
Freemasonry» (Руководства франкмасонства), выдержавшего множество
изданий, в основном весьма доступных по цене. По его собственному
признанию, он получил сведения из вторых рук, поскольку книга
составлена так, что видно — автор не был масоном. Среди многочисленных
неизбежных ошибок встречаются следы древних процедур. Карлайл был
реформатором и вольнодумцем своего времени, но религиозные убеждения
его, как говорят, изменились
к концу жизни.
Келлер Вильгельм (Keller Wil-helm). Автор (1) «Geschichte des
Eklektischen Freimaurerundes» (Истории Эклектического Союза
франкмасонов), 1856, (2) «Geschichte der Freimaurerei in Deutschland»
(Истории франкмасонства в Германии), 1859.
Кеппен К. Ф. (Корреп С. F.). Родился в 1734, умер в Берлине в 1797
году. Он упоминается также в связи с Африканскими Строителями и Krata
Repoa. Он перевел «Les Plus Secrets Mysteres, etc.» (Таинственнейшие
мистерии и т. д.) на немецкий, и ему приписывается авторство
французского «Очерка о таинствах», который появился в 1776 году и
который провозгласил открытие истинной цели масонского Братства.
Керндорфер В. A. (Kerndorfer V. А.) (1769-1846). Автор известного
«Справочника франкмасона», изданного в Лейпциге в 1806 году. Клавель Ж.
Ф. (Clavel J. F.). Без сомнения, этот французский аббат и плодовитый
масонский писатель навсегда останется в памяти, еслиуж не благодаря
своей репутации, так, по крайней мере, за одну из своих работ, каковые
публикации это (1) «Discours sur la Mort de S. M. Louis XVIII, etc.»
(Речь о смерти Его Величества Людовика XVIII и т. д.), 1824, (2) «Les
Meneurs du Grand Orient» (Главы Великого Востока) в «Annales des Pays
Bas» (Нидерландских анналах), т. 4 за 1830 год, (3) «Revue Historique,
Scientifique et Morale de la Franche Maconnerie» (Исторический, научный
и нравственный обзор франкмасонства), 1830 и т. д., (4) «His-toire
Pittoresque de la Franche Magonnerie», (Иллюстрированная история
франкмасонства), 1843,
(5) «Almanach Pittoresque Universel de la Franche Magonnerie» (Все
мирный иллюстрированный альманах франкмасонства), 1844, «Le Grand
Orient» (Великий Восток), 1844, в последующих изданиях — L'Orient»
(Восток). У него была длительная вражда с Великим Востоком, который
оштрафовал его и отстранил от работы над L'Histoire Pittoresque, в то
время как труд, которому он присвоил название этой организации без ее
на то разрешения, послужил причиной его полного изгнания. Все
упомянутые работы появились в Париже и уже давно забыты, за исключением
«Иллюстрированной истории», которая соответствует своему названию и не
только хорошо читается, но поразительно оформлена.
Клосс Ф. Г. Б. (Kloss F. G. В.) (1788-1854). Знаменитый немецкий
библиограф масонства. «Библиография франкмасонства», 1844, больше
неизбежна для изучающего масонство, чем по-настоящему ценна для него.
Другие его работы посвящены масонству и его истинному значению,
раскрытию документов Steinmetzen (Каменщиков), истории масонства в
Великобритании и Ирландии, есть у него и том о масонстве во Франции.
Коменский Ян Амос (Komensky Jan Amos). Родился в Брюнне в Богемии в
1592 году, назначен капелланом Богемских Братьев в 1618 году, был
выслан из Австрии и нашел прибежище в Польше, где посвятил себя
образованию и приобрел европейскую известность за свои сочинения.
Поговаривают, что его «Janua Linguarum Rese-rata» (Открытая дверь к
языкам) появилась на двенадцати языках. Я говорю о нем лишь потому,
что, согласно немецкому «Справочнику», его «Panegersia» (Великая
дидактика) повлияла на Андерсона и Дезагюлье и их создание
символического масонства. Также, согласно Финделю, в «Книге
конституций» Андерсона есть отрывки, буквально полностью взятые у
Коменского. Людвиг Абафи идет дальше и говорит, что «австрийскому,
моравскому ученому, капеллану Богемских Братьев, предстояло подарить
этические ценности братству гордого Альбиона». Ины-| ми словами,
Коменский сформулировал идеи и обозначил путь | «для союза, который...
был пред-| назначен охватить самых благородных людей всех наций и,
придя к совершенству, повлиять на все человечество».
Косманн К. Ф. Н. (Cosmann С. F. N.). Немецкий масон, опубликовавший в
Берлине в 1802 году «Записную книжку масона» и в 1805 году «Альманах
для франкмасонов».
Кребс Й. Б. (Krebs J. В.) (1774-1851). Был автором (1) «Maure-rische
Mittheilungen» (Масонских сообщений) в шести томах, 1831, под
псевдонимом Й. М. Гайтинг, (2) «Der Freimaurer», 1841, под псевдонимом
Й. К. Кернинг, (3) «Geschichtliche Ueberblick der Freimaurerei»
(Исторического обозрения франкмасонства), 1860. Третья работа была
запоздалой защитой второй.
Куантен Жозеф (Quantin Joseph). Автор «Масонского словаря», который
вышел в Париже в 1825 году.
Кук Мзттью (Cooke Matthew). Автор первой редакции Дополнительного
манускрипта 23, 198 (Британский музей). Произведенная и опубликованная
им в 1861 году, она до сих пор известна как манускрипт Кука.
Курт де Гебелин (Court de Ge-belin). Дата его рождения не известна, но
есть данные о его смерти в 1784 году. Хотя о масонстве он ничего не
написал, стоит упомянуть его как автора «Le Monde Primitif»
(Примитивного мира), который был очень популярен в его время, и из-за
его связи с историческим Обрядом Филалетов, ибо он был его активным
членом и основателем.
Лайон Давид Мюррей (Lyon David Murray). Замечательный шотландский масон
и один из самых передовых ученых своего времени в области истории и
изучения древностей Ордена. Его постоянные публикации в масонских
изданиях неизмеримы и исключительно ценны. Я уверен, что разумная их
выборка сделала бы важный вклад не только в периодическую литературу
Цеха. Основные среди его работ: (1) «History of the Ancient Lodge of
Edinburgh» (История Древней Ложи Эдинбурга) и (2) «History of the
Mother Lodge Kilwinning» (История Материнской Ложи Киль-виннинга),
1783. Ларюдан, аббат (Larudan). Автор «Les Franc-Magons Ecrases»
(Разгромленных франкмасонов), 1748, лживого продолжения «L'Ord-re des
Franc-Magons Trahi» (Преданного Ордена Франкмасонов) аббата Перо. В ней
говорится об Оливере Кромвеле как о реальном основателе масонства.
Латриель (Latrielle). Автор известного «Recueil Elementaire de la
Franche Magonnerie Adonhira-mite» (Элементарного сборника
адонхирамитского франкмасонства), 1803. Мне не удалось разыскать эту
книгу.
Лахманн Ф. Г. A. (Lachman F. Н. А.). Врач из Брауншвейга и автор
«Geschichte der Freimaurerei in Braunschweig» (Истории франкмасонства в
Брауншвейге), 1844.
Ле Руж А. Ж. Э. (Le Rouge A. J. Е.) (1760-1833). Друг и сотрудник
Рагона по периодическому масонскому изданию «Гермес». Также был большим
коллекционером ритуалов и книг, связанных с Орденом. И Клосс, и Тори
воспользовались этими сокровищами. Утверждается, что он — автор книги о
тайных обществах в армии, вышедшей в 1815 году, но я знаю об этом по
слухам.
Лебо ле Нан К. (Lebauld le Nan С.) (1736-1789). Французский актер и
впоследствии писатель, долго жил в Германии. Автор нескольких работ,
приводимых Клоссом, и среди них «Recueil des Discours» (Сборника
речей), 1781. Лекции и речи были прочитаны в исторической Королевской
Йоркской Ложе Дружбы в Берлине.
Леверг Ж. П. (Levergue J. P.). Иногда ему приписывается авторство
«L'Esprit de Magonnerie» (Духа масонства), 1807, и он точно написал
«Apergu General et Historique des Principales Sectes Magonniques»
(Общий и исторический обзор масонской секты), 1821.
Леви Элифас (Levi Eliphas) (1810—1875). Основатель современного
оккультизма. Он стал известен в Англии благодаря моим переводам его
главных работ, особенно «Dogme et Rituel de la Haute Magie» (Доктрины и
ритуала высокой магии) и «Histoire de la Magie» (Истории магии). Мое
предисловие и примечания позволят не распространяться здесь о его месте
в масонстве. В одном случае он утверждал, что был посвящен лишь Богом и
своими разысканиями, но при необходимости это можно понять как
посвящение в более глубоком смысле. Вполне возможно, что он принадлежал
к внешнему братству — он написал о нем несколько блестящих, но неточных
вещей.
Ленуар Александр (Lenoir Ale-xandre) (1761-1839). Автор «LaFranche
Magonnerie rendue a sa Veritable Origine» (Франкмасонства,
возрожденного к своим истинным истокам), 1814, пытался связать древние
таинства и масонство через строительные гильдии. Ленуар был в то время
археологом и хранителем французских древностей в Париже. Его работы
очень интересны, но, конечно, не всегда доказательны.
Лессинг Готтхольд Эфраим (Le-ssing Gotthold Ephraim) (1726-1821).
Великий автор «Лаокоона» был посвящен в масоны в Гамбурге в 1771 году.
О его взглядах на Орден и надеждах, связанных с ним, мы кое-что узнаем
из «Эрнста и Фалька»
и «Натана Мудрого». Он придерживался тамп-лиерской теории о
происхождении масонства, но не поднялся в ней выше уровня
романтического умозрения.
Лефран, аббат (Lefranc). Яркий антимасон и автор (1) «Voile Leve»
(Приподнятой завесы), 1791, и (2) «Conjuration contre la Religion
Catholique» (Заговора против католической религии), 1792. Выдвинул
теорию о том, что Фауст Социн был основателем символического масонства.
Это типичные работы периода преследования Ордена, и сейчас их можно
читать спокойно. Аббат Лефран был убит во время резни
священников-кармелитов в Париже 2 сентября 1793 года, и, как некоторые
утверждают, какой-то масон пытался его спасти почти ценой своей жизни.
Так говорит Тори.
Лорен Ж. Л. (Laurens J. L.). Он написал (1) «Essais Historiques et
Antiques sur la Franche Magonnerie» (Очерк истории и древностей
франкмасонства), 1805, (2) «Vo-cabulaire des Francs Magons» (Словарь
франкмасонов), 1805, и (3) эссе о древних таинствах, опубликованное в
работе под названием «Истории посвящений», 1825. Об этом говорит Клосс,
который наложил на сочинения «печать» критического одобрения.
Люше, маркиз де (Luchet) (1740— 1792). Он был автором известного
«Essais sur la Secte des Illumines» (Очерка о секте иллюминатов), 1789.
Он представляет собой выпад против иллюминатства в широком смысле и
содержит несколько любопытных мыслей. Трудно сказать, был ли он знаком
с масонством, то есть принимал ли он его. С моей точки зрения, его
работа не очень ценна, но любопытна, и ее стоит прочитать.
Мангури Мишель Анж Бернар де (Mangourit Michel Ange Bernard de)
(1752-1829). Автор «Cours de Philosophie Magonnique» (Курса масонской
философии), первоначально являвшегося лекциями длямасонского общества
вольнодумцев, основателем которого он был.
Манкхаус Ричард (Munkhouse Richard). Автор «Discourse in Praise of
Freemasonry» (Речи в похвалу франкмасонства), 1805, и некоторых других
публикаций, ныне забытых. Он был приходским священником церкви Св.
Иоанна в Уэйкфильде, членом Ложи Феникса в Сандерленде и уэйкфильдс-кой
же Ложи Единодушия.
Маркони Жак Этьен (Marconis Jacques Etienne). Родился в 1795 году в
Монтобане, умер в 1868 году в Париже. Его называют вторым Великим
Жрецом (Hierophant) Обряда Мемфиса, в то время как его отец — Габриель
Матье Маркони де Негре — по версии этого за путанного ордена, был не
только первым, но и основателем. Мне это кажется всего лишь частью
истории, которая начинается в 1815 году в Монтобане, и я склонен
считать ее мифической. Первые упоминания об обряде, действовавшем
непродолжительное время, относятся к 1839 году, когда руководителем был
Ж. Э. Маркони. Утверждается, что в 1852 году-ложи, какие бы они ни
были, были «закрыты властями», поскольку обряд не был признан Великим
Востоком и, следовательно, был незаконным, подпольным или как это еще
может называться во Франции. В 1862 году он был легализован, принят под
юрисдикцию Великого Востока, Маркони потерял власть над ним, и все это
привело к полному забвению ордена. Очевидно, что по французским законам
то, что не было признано масонскими авторитетами, запрещалось полицией,
тогда как одобрение добывалось ценой отречения от процедуры. Может
показаться невероятным, что Маркони, будучи рьяным приверженцем своей
системы, должен был пойти на уза-конивание при таких условиях; но,
кажется, он решил, что сможет учредить его за пределами Франции, и,
возможно, рассчитывал использовать свое масонское признание там для
укрепления позиций. Тем не менее в 1872 году стало очевидно, что вето
Великого Востока вездесуще. Конечно, на сегодняшний день этот запрет не
распространяется на англоязычные страны; но, с другой стороны, понятно,
что Верховный Совет Шотландского обряда запрещает сотрудничать (1) с
Обрядом Мемфиса, (2) со Старинным и Примитивным обрядом, его
сокращенной формой, и (3) с Орденом Миз-раима.
Меннингем Томас (Manningham Thomas). Врач из Лондона, который был
Представителем Гроссмей-I стера с 1752 по 1757 год. Я вклю- чил его в
«масонских писателей», поскольку, согласно Оливеру — в его «Откровениях
наугольника», — он был автором восхитительной молитвы, утвержденной
Великой Ложей для использования при посвящении кандидата. Она имеет
огромное историческое значение как свидетельство постоянного
христианского мотива в цеховых степенях того периода, и поэтому я
привожу ее полностью: «Святейший и Славный Господи Боже, Ты, Зодчий
небес и земли, есть источник всех добрых даров и благода-тей, Который
обетовал нам, что когда соберутся двое или трое во Имя Твое, Ты будешь
среди них: во Имя Твое мы собираемся вместе, смиренно умоляя Тебя
благословить нас во всех наших начинаниях; даровать нам Святой Дух,
просветить наши умы мудростью и пониманием; чтобы мы смогли знать Тебя
и служить Тебе правильно; чтобы все наши дела клонились к Славе Твоей и
спасению наших душ. И мы молим Тебя, о Господи Боже, благословить это
наше начинание и сделать так, чтобы этот брат наш посвятил бы свою
жизнь служению Тебе, чтобы смог он быть истинным и верным братом среди
нас. Осени его Божественной Мудростью, дабы он, узнавая тайны
масонские, мог открыть и таинства Божественные и христианские. Этого мы
смиреннейше просим, во Имя и ради Иисуса Христа, нашего Господа и
Спасителя. Аминь».
Мерцдорф Й. Л. Т. (Merzdorf J. L. Т.). Автор книг: (1) «Die Symbole ...
der Masonei, etc» (Символы масонства), 1836, (2) «Die Denkmun-zen der
Freimaurer Bruderschaft» (Награды франкмасонского Братства), 1852, (3)
«Geschichte der Freimaurer Bruderschaft» (История франкмасонского
Братства), 1861.
Молитор Ф. Й. (Molitor F. J.) (1779-1860). Масон из Франкфурта и автор
блестящей «Философии традиции». Он предполагал, что христианство и
масонство связаны друг с другом и должны объединиться.
Моссдорф Ф. (Mossdorf F.) (1757-1843, Дрезден). Стал, масоном в 1777
году и был другом Фесслера и Краузе. Он был издателем книги Фесслера
«Собрание работ о франкмасонстве», 1801, и «Энциклопедии
франкмасонства» Леннинга, в которую он также много сам писал. В 1863
году, под редакцией Г. Т. Шляттера и Цилле, она стала известным
«Справочником по франкмасонству».
Мунье Ж. Ж. (Mounier J. J.) (1760-1805). Автор «De l'lnfluence
attribuee aux Franc Macons et aux Illumines sur la Revolution de
Franсе» (О влиянии на французскую революцию, приписываемом франкмасонам
и иллюминатам), 1801. Одновременно она вышла на английском языке, а в
1828 году появилось второе французское издание. Она является
опровержением Баррюэля, и ее необходимо читать после «Мемуаров о
якобинстве». «Справочник» рассматривает эту работу как исчерпывающую.
Мур Джеймс (Moore James). Автор «Masonic Constitutions, or
Illustrations of Masonry» (Масонских конституций, или Иллюстраций
масонства), Лексингтон, США, 1808. Утверждается, что это первая
масонская работа, опубликованная в США, и она была составлена в
сотрудничестве с Кери Л. Кларком с позволения Великой Ложи Кентукки, а
Мур был Старшим Великим Смотрителем.
Мурр Кристоф Готлиб фон (Murr Christoph Gottlieb von) (1733-1811). В
своем эссе «Об истинном происхождении розенкрейцерства и масонства» он
говорил об их общем истоке. Работа появилась в 1803 году и является
очень важной для исследования, если она все еще существует. В любом
случае она постоянно упоминается в литературе по этой теме.
Николаи Кристоф Фридрих (Ni-colai Christoph Friedrich) (1733-1811). To
же самое можно сказать и о работе Николаи «Очерк об обвинениях...
против ордена тамплиеров», 1782-1783, к которому было добавлено
приложение о происхождении масонства. Тезис состоит в том, что Бэкон,
воспользовавшись розенкрейцерскими идеями, создал «Новую Атлантиду».
Многие ученые рассуждали об этой его притче и о его «Великом
восстановлении», пока в 1646 году не было основано Королевское
общество, призванное формализовать фантазии и схемы лорда
Верулам-ского. Тем временем Ашмол и его соратники-алхимики и астрологи
основали другое — тайное — сообщество, чтобы осуществить идею Нового
Органона и его Дома Соломона, устраивая свои собрания в Масонском зале
и взяв названия франкмасонов. Это общество возродилось в 1717 году.
Николаи был членом «Трех Сфер» в Берлине.
Нуртук Джон (Noorthouck John) (1746, Лондон — 1816). Он опубликовал
пятое издание « Книги конституций», вышедшее в 1784 году
по постановлению Великой Ложи от 20 ноября 1782 года.
Парлон Ж. Б. (Parlon J. В.). Автор трактата под названием «Souffle
Magonnique, etc.» (Масонское вдохновение и т. д.), который вышел в
Бордо в 1826 году и предполагал опровергнуть всю клевету против Ордена.
Пейн Джордж (Payne George).
Мы знаем, что он был избран Гроссмейстером в 1718 и 1720 годах, а также
был Старшим Великим Смотрителем и Представителем Гроссмейстера в 1735
году. Я включил его в этот список как составителя «General Regulations»
(Общего Регламента), одобренного Великой Ложей 24 июня 1721 года и
включенного Андерсоном в первую «Книгу конституций».
Перо Габриель Луи Калабр (Рё-rau Gabriel Louis Calabre) (1700-1767).
Автор «Le Secret des Franc-Magons» (Тайны франкмасонов), которая
появилась в Женеве в 1742 году. Он был французским священником и
аббатом Сорбонны. Работа повествует о масонских церемониях,
практиковавшихся в то время, но по самой книге трудно судить, обладает
ли он знаниями из первых рук или нет.
Пирон Жан Батист (Pyron Jean Baptiste). Французский масонский писатель,
который, как говорят, ушел из жизни в 1821 году и которого также
называют основателем Великого Востока, учрежденного задолго до этого —
24 декабря 1771 года. Я не сомневаюсь в возможности этого, а просто
констатирую факт, что он был уже почтенным старцем масонского Израиля,
когда в 1814 году написал «Историю организации Древнего и Принятого
обряда во Франции». Она рассказывает о бурной вражде между масонской
властью уже существовавшей и другой, которая неожиданно появилась и с
ней волей-неволей не только пришлось считаться, но признать в конце
концов. Пирон обладал обширной коллекцией степеней, которая может
сравниться разве что с собранием Певре.
Раготский К. A. (Ragotsky С. А.). Кажется, он был лютеранским
священником, а также образованным и активным масоном. Его масонские
сочинения: (1) «Uber Maure-rische Freiheit, etc.» (О масонской свободе
и т. д.), 1792, и (2) «Der Frei Denker in der Maurerei» (Свободный
мыслитель в масонстве), 1793.
Регеллини да Скио (Reghellini da Schio). Родился около 1780 года на
Скио у родителей-венецианцев, умер в 1855 году. Его стоит упомянуть.
Кажется, свою сознательную жизнь провел в Брюсселе. Его наиболее важные
масонские сочинения: (1) «Esprit du Dogme de la Franc Maconnerie» (Дух
и доктрина франкмасонства), 1826, и (2) «La Maconnerie consideree cpmme
le resultat des Religions Egyptien-ne, Jijive et Chretierme»
(Масонство, рассмотренное как результат египетской, иудейской и
христианской религий), в трех томах, Париж, 1833. Тема последней работы
видна из названия и представляет собой, в той мере, в какой речь идет о
Египте, старинную спекулятивную гипотезу. Эта работа очень неточная,
хотя вполне интересная и даже познавательная.
Ридель К. Й. P. (Ridel С. J. R.) (1751, Гамбург — 1821). Был автором
«Versuch eines Alphabeti-schen Verzeichnissen» (Наброска алфавитного
указателя), Иена, 1817 год.
Робен Клод (Robin Claude). Он принадлежал к Ложе Девяти Сестер, то есть
Муз, и в 1779 году опубликовал очень интересную, но неубедительную
работу. Он утверждал, что от древних таинств произошли ордена рыцарей,
от которых, в свою очередь, масонство.
Рокуэлл У. С. (Rockwell W. S.). Автор «Ахимана Резона», изданного в
1859 году с согласия Великой Ложи Джорджии, США. Он был известной
личностью во всех организациях американского масонства, Гроссмейстером
Джорджии и Лейтенантом Великим Командором Шотландского обряда в Южной
юрисдикции.
Смит Джордж, капитан (Smith George). Автор книги «The Use and the Abuse
of Freemasonry» (Употребление и злоупотребление франкмасонством),
опубликованной в 1784 году. Он был Провинциальным Гроссмейстером Кента
в 1778 году и Младшим Великим Смотрителем Великой Ложи «Новых» в 1780
году. Эта организация, тем не менее, отказалась давать одобрение на
издание работы, которая поэтому появилась не от ее имени. Оливер
утверждает, что он был (1) честный, (2) справедливый, (3) активный и
(4) ревностный масон и что в 1785 году он был исключен Великой Ложей по
обвинению в том, что он подделал сертификат — «рекомендацию двум
стесненным в средствах
братьям».
Смит Уильям (Smith William). Издатель всем известного «Freemasons'
Pocket Companion» (Карманного компаньона франкмасона), 1736.
Таннехил Уилкинс (Tannenhill Wilkins) (1787, Теннесси — 1858).
Основатель и Гроссмейстер Великой Ложи Теннесси и автор «Master Mason'
Manual» (Руководства Мастеру-масону), 1845, как утверждают Престон и
Уэбб. В 1847 году начал издавать масонскую газету «Портфолио», которая
просуществовала три года.
Тори Клод Антуан (Thory С. А.) (1759-1817). Я полагаю, что в масонской
исторической литературе он один из бессмертных. Мы можем критиковать
его «Acta Lato-morum» — в двух томах, 1815, — но мы не можем без нее
обойтись, и то же самое можно сказать и о его предыдущей работе
«Annales Originis Magni Galliarum Orientis» (Происхождение французского
Великого Востока), 1813. Одна из его заслуг в том, что он отверг
притязания Великого Востока на верховенство масонской власти и
способствовал признанию Шотландского обряда. Сопротивление Великих
послушаний эволюции масонских систем, к счастью, никогда не мешало
развитию, но в огромной степени ответственно за междоусобную вражду.
Уэбб Томас Смит (Webb Thomas Smith) (1771, Массачусетс — 1819). Его
называют основателем Американского обряда и «талантливейшим масонским
ритуаловедом своих дней». Его «Freemasons' Monitor» (Наставление
масону), впервые вышедшее в 1797 году, до сих пор пользуется
популярностью в его стране.
Фаллоу Ф. A. (Fallou F. А.). Альтенбургский масон и немецкий
толкователь происхождения спекулятивного масонства из оперативных
гильдий. Его «Таинства франкмасонства» впервые были опубликованы в 1848
году.
Фихте И. Г. (Fiechte J. G.) (1762-1814). Этот великий немецкий
представитель философии в ее союзе, а не в противоречии с Богом
заслуживает упоминания в подобной работе. Хотя он ничего не написал о
масонстве, это один из тех, кем мы гордимся, поскольку
трансцендентальный идеалист был активным членом Ордена и был связан с
Королевской Йоркской Ложей Берлина.
Фишер P. (Fischer R.) (1801-1855). Архидьякон собора Св. Николая,
Лейпциг, и член ложи «Аполлон» в этом городе. Особенно он был связан с
масонской периодической печатью как редактор «Zeitschrift fur
Freimaurerei» (Журнал для франкмасонства) и «Freimaurer Zeitung»
(«Газета франкмасона»).
Флориан, кавалер де (Florian) (1735-1794). «Басни» Флориана выделяются
среди меньших триумфов французской литературы. Он был членом
исторически прославленной Ложи Девяти Сестер.
Фолджер Р. В. (Folger R. В.). Стал масоном в 1825 году в Нью-Йорке и в
1826 году опубликовал «Full and Complete History of the Ancient and
Accepted Scottishe Rite» (Полную и цельную историю Древнего и Принятого
Шотландского обряда).
Форесс М. (Foraisse M.). Автор значительного экскурса о Рыцарях
Тамплиерах и их учении, опубликованного Тори во втором томе «Acta
Latomorum».
Форт Джордж Ф. (Fort George F.). Автор опубликованной в Филадельфии в
1875 году «The Early History and Antiquities of Freemasonry» (Ранней
истории и древностей франкмасонства). Приводи мый отрывок со страницы
363 можно порекомендовать принять во внимание многим на сегодняшний
день, когда строительные гильдии так же в моде среди масоне ких авторов
— как растительные боги среди исследователей фольклора. «Убедительно
говорят, что строительное искусство во времена самого отдаленного
прошлого рассматривалось как священное и существовало при определенном
послаблении и покровительстве священства той страны, в какой оно
пребывало, но это мнение нельзя принять голословно». Комацины, по
мнению Форта, приобрели знание из Византии и таким образом проникли в
германские гильдии.
Френч Бенджамин Браун (French Benjamin Brown). Родился в 1800 году в
Нью-Гемпшире, а умер в 1870 году. Писал на темы масонской
юриспруденции, хотя его работы и остались в рукописях, был
Гроссмейстером Вашингтона и также Рыцарей Тамплиеров Соединенных
Штатов. В Шотландском обряде он стал Лейтенантом Великим Командором
Южной юрисдикции.
Фридрих Герхард (Friedrich Gerhard). Родился в 1779 году во
Франкфурте-на-Майне, умер Б 1862 году. Ревностный масон, который
удостоился высокой похвалы немецкого
«Справочника», автор многих памфлетов, интерес к которым уже прошел.
Халливель Дж. О. (Hallivell J. О.). Редактор «Ранней истории
франкмасонства в Англии» или же манускрипта «Regius». Работа явилась
большим событием, поскольку раскрыла неизвестный текст, однако
Халливель не был масоном.
Харди Джеймс (Hardie James). Нью-йоркский масон, который в 1818 году
опубликовал «Новый наставник франкмасонов и масонское руководство».
Считается более ценной работой, чем наставляющие произведения Уэбба и
Кросса.
Харпер Томас (Harper Thomas). Должностное лицо Великой Ложи «Старых» и
Представитель Гроссмейстера Великой Ложи Массачусетса. В 1801 году он
опубликовал несколько «Масонских лекций» и до этого редактировал «Книгу
конституций», два издания которой появились в 1792 и 1798 годах. Он был
доктором богословия в Гарварде и однажды священником в Дорчестере, но о
его вероисповедании неизвестно. Хемман Й. А., доктор (Hem-man J. А.)-
Один из редакторов немецкой «Библиотеки франкмасона» в восьми томах,
1778— 1803 годов.
Химмен Й. В. Б. фон (Hymmen J. W. В. von) (1726-1825). Упоминался в
связи с Африканскими Строителями и Krata Repoa. Помогал Хемману в
работе над «Библиотекой франкмасона» и написал несколько масонских
памфлетов.
Хольдер Г. Э. (Holder H. Е.). В 1790 году доктор Томас Мэрри-ат из
Бристоля опубликовал трактат под названием «The Philosophy of Masons»
(Философия масонов) в виде писем. В 1791 году Г. Э. Хольдер ответил
письмом под тем же названием, на которое «Мирянин» отреагировал в том
же году «Письмом к преп. Г. Э. Хольдеру», и Г. Э. Хольдер положил конец
полемике в 1791 году в «Ответе на письмо Мирянина». Все эти работы
появились в Бристоле, и вынужден признать, что я их не искал.
Хьюгеи У. Дж. (Hughan W. J.) (1841—1911). Известный английский масон
шотландского происхождения и главный авторитетный специалист того
времени по древним конституциям и предписаниям, многие из которых он
издавал. Историческая сторона английского франкмасонства обязана своим
освещением его неутомимым усилиям. Его наиболее важными работами
являются (1) «History of Freemasonry in York» (История франкмасонства в
Йорке), 1871, (2) «Old Charges of Brittish Freemasonry» (Древние
предписания британских вольных каменщиков), 1872, (3) «Origin of the
English Rite» (Происхождение Английского обряда), 1884.
Шаппрон Э. Ж. (Chappron E. J.). От рассчитанных на дешевый успех у
покупателей «откровений» следует отличать книгу этого автора под
названием «Les Secrets da la Magonnerie Devoiles» (Раскрытые тайны
масонства), появившуюся в Париже в 1814 году. Его называют также
редактором «Ne-cessaire Magonnique», и об этом уже говорилось в связи с
адопци-онным масонством. Детально о Шаппроне ничего не известно, но
очевидно, что он был посвященным братом.
Шауберг Йозеф (Schauberg Joseph) (1808-1866). Немецко-швей-царский
масон, автор «Verglei-chen der Handbuch der Symbolik der Freimaurerei»
(Сравнительного анализа справочника по символике франкмасонства) в трех
томах, 1861, — интересная и важная работа.
Шеро А. Г. (Chereau A. G.). По словам Клосса, можно отметить его
следующие сочинения: (1) «Explication de la Pierre Cubique» (Изъяснение
кубического камня) и
(2) «Explication de la Croix Philosophique» (Изъяснение философского
креста), оба были опубликованы в Париже в 1806 году. Позднее эти работы
использовались другими без ссылок на источники. Как свидетельствует,
например, работа Эша, в то время такое было в порядке вещей как на
континенте, так и в Англии.
Шоссье Эктор (Chaussieu Hector). В соавторстве с Кувелье в Париже в
1808 году им была издана работа «L'Athenee des Franc-magons» (Атеней
(литературно-научное общество) франкмасонов).
Шофпье (Chaufpie). В своей «Acta Latomorum» Тори часто ссылается на
«Dictionnaire de Chaufpie» (Словарь Шофпье) как на некий авторитетный
источник, но найти его в Англии мне не удалось.
Экар Габриель Антуан Жозеф (Hecart Gabriel A. J.). Родился в 1755 году
в Валансьенне, умер в 1838 году. Собиратель степеней, пять из которых
превратил в следующую систему: (1) Рыцарь Прусского Орла, (2) Рыцарь
Кометы, Шотландский Очиститель (sic!),
Победоносный Рыцарь, (5) Есоssais Троицы или же Гроссмейстер и
Повелитель Храма. Система Экара, как она называлась, кажется,
сохранилась в рукописи, и ничего более о ней не известно. Утвер
ждается, что он написал различные исследования и эссе по масонской
теме.
Эккерт-унд-Эккхоффен Г. Г., граф (Ecker und Eckhoffen H. H.). Он
упоминался в связи с Азиатским Братством и, кажется, в 1788 году издал
«Подлинные сведения...» о нем. Также предполагается, что он написал
«Открытого розенкрейцера» в 1781 году под псевдонимом Магистр Пианео,
но, как утверждают, сам отвергал это предположение.
Энтик Джон (Entick John) (около 1703—1773). Редактор третьей «Книги
конституций» (1756). Опубликованы также несколько его масонских
проповедей.
Эрхарт С. Й. (Ehrhart S. J.). Говорят, что в 1754 году в Кобурге
впервые появилась работа о масонстве, подписанная этим именем. Я
сомневаюсь, видел ли ее кто-нибудь после Клосса.
Этвуд Генри К. (Atwood Henry С.) (около 1800-1860). Активный масон,
знаменитый в Нью-Йорке как неутомимый истолкователь системы ритуала,
установленной Джереми Л. Кроссом, и известный как Гроссмейстер
раскольнической Великой Ложи Св. Иоанна в этом городе. Автор «Masonic
Monitor» (Масонского наставника).






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4677" > ВТОРОСТЕПЕННЫЕ МАСОНСКИЕ ПИСАТЕЛИ </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.27 секунды