АНДЕРСОН ДЖЕЙМС (JAMES ANDERSON)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



АНДЕРСОН ДЖЕЙМС (JAMES ANDERSON)




«Отец масонской истории» занимает — к лучшему это или к худшему —
место, которое я бы назвал местом первого бессмертного члена Братства.
Как создатель первой «Книги конституций» он стоит особняком среди тех,
кто наряду с ним участвовал в масонском Возрождении в начале XVIII
века. Мы можем забыть имена писате
лей, пришедших вслед за ним, как мы уже забыли их книги, но мы никогда
не забудем ни его самого, ни того, что он совершил с благословения,
выданного ему вновь организованной Великой Ложей, на то, чтобы
«переработать готические конституции новым, более совершенным методом».
Почти никто не считает нужным упомянуть, что в работе над Регламентом
(Regulations) помощь ему оказал антиквар Пейн, а в составлении
предисловия — Дезагюлье. Потому что именно Андерсон переработал и
подготовил издание «Конституций», это именно его заслуга и ему
причитается вся слава. Даже если древняя materia gothica и является
измышлением Великой Ложи, несмотря на все, что она значила для наших
предшественников, и все, что она может значить для наших
последователей, он будет занимать почетное место в истории Братства. К
его ошибкам, неточностям, измышлениям будут относиться с уважением и
пониманием. Если когда-то и звучали резкие голоса в его адрес,
отличавшиеся от обычной вежливой критичности масонской литературы, то
они всегда оставались неуслышанными. Несмотря на похвалы и обвинения,
ошибки и нелепости — и с его собственной стороны тоже, — Андерсон был
автором «Книги конституций», и это его пропуск в вечность вне
зависимости от того, была ли эта книга последним камнем в кладке
масонского здания или камнем преткновения, ставшим основанием для
множества раздоров и скандалов. Биография. Даже если предположить, что
здесь можно было бы описать жизнь Андерсона, вернее, ту ее часть, что
не связана с масонством, я не думаю, что способен на это. Жизнь его так
же не ясна, как история графа Калиостро или Сен-Жермена, хотя это и не
имеет ничего общего с мисти-фикаторством последних — здесь дело в том,
что она была слишком скучна и однообразна. Кажется, в истории масонства
нет более неинтересного сюжета, чем жизнь того, кто был призван судьбой
переработать старые готические конституции. Что касается сведений о
нем, то они таковы: он родился, по-видимому, в 1680 году, что, впрочем,
не достоверно — никто из его почитателей не проявил в этом вопросе
какой бы то ни было заинтересованности, вероятно, в силу того, что
предметом их изучения служила дальнейшая его жизнь. Я бы сказал для
начала, что Эндрю Майкл Рамзей — один из самых выдающихся сынов Эршира
и кавалер ордена Св. Лазаря — родился тоже в 1680 году. Андерсон был
истинным абердин-цем и, вероятно, именно в этом городе получил
докторскую степень. Также неясно, как и когда он стал пресвитерианским
пастором и в какое время до 1710 года он окончательно переселился в
Лондон. После 1710 года наступает некоторая ясность, так как имеются
государственные документы, свидетельствующие о том, что он арендовал
гугенотскую часовню на Своллоу-стрит — французский протестантизм в то
время не мог оплатить собственное пребывание на Пикадилли. Андерсону,
возможно, повезло больше, но он опять выпадает из нашего поля зрения.
Тем не менее время от времени ему удавалось напечатать некоторые свои
проповеди, которые и оставались единственным свидетельством о нем в
период до 1721 года, когда он получил предложение Великой Ложи. С того
времени, как в 1723 году новые конституции были опубликованы, в
документах он упоминается как Мастер ложи № 17 — за заслуги же его ему
была присвоена должность Великого Смотрителя, — и опять же не
представляется возможным сказать что-либо о времени и обстоятельствах
его принятия в Братство. Предположительно это произошло в Шотландии, а
членом английской ложи он стал лишь в 1721 году. В какое-то время после
масонского Возрождения 1717 года, в котором он, по-видимому, не
принимал участия, Андерсон вступил в историческую, существующую «с
незапамятных времен» ложу, получившую в 1717 году № 4, а именно — в
«Старый Рог» (Old Horn). О его масонской деятельности после 1723 года
нам известно немногое, и можно
лишь отметить, что активная карьера его завершилась в 1738 году, когда
он выпустил второе издание своих «Конституций». Фактически, однако, она
закончилась с его смертью 1 января 1739 года. Останки его были преданы
земле с подобающими масонским похоронам почестями на Банхилл-Филдс.
Опубликованные проповеди. В прессе того времени Андерсон упоминался как
«сектантский пастор», однако его шотландская паства на Своллоу-стрит
или, возможно, недовольные из ее числа называли его епископом за
характерную для него энергичность. Сохранились пять из его проповедей,
которые увидели свет с 1712 по 1737 год. (1) Первая была прочитана на
Своллоу-стрит 16 января 1712 года, и Андерсон выстроил ее вокруг
пятнадцатого стиха восьмой главы книги Иеремии: «Ждем мира, а ничего
доброго нет, — времени исцеления, и вот ужасы». Вероятно, следует
предположить, что беспокойство и озабоченность являлись характерными
чертами политической жизни того времени. Единственный экземпляр
проповеди находится в Адвокатской библиотеке Эдинбурга. (2) Вторая
появилась под необычным названием «Нет цареубийцам» и была прочитана 30
января 1714 и 1715 годов. Это время было началом переломного этапа
геор-гианской эпохи, и целью проповеди было защитить и поддержать в
глазах других пресвитерианскую верноподданность «королю Георгу и нашей
прекрасной конституции». (3) Третья проповедь была прочитана перед
«религиозным обществом» 1 августа 1720 года и носила исключительно
теологический характер, касаясь пресвитерианского понимания «веры,
дарованной однажды святым». (4) Предпоследняя из опубликованных речей
Андерсона, насколько мне известно, была прочитана 27 октября 1723 года
и была приурочена к юбилею кончины преп. Уильяма Лоримера (Lorimer),
одного из тех, кто посвящал самого Андерсона в духовный сан. (5) И,
наконец, 3 июля 1737 года Андерсон произнес проповедь в Олд-Бей-ли
перед «заключенными должниками» о принятии Акта о банкротствах.
Другие сочинения. У. Дж. Чет-вуд Кроули охарактеризовал литературную
судьбу Андерсона, приведя следующее — и точное, и поразительное —
выражение: «Сложно, непонятно, безнадежно скучно». Действительно,
Андерсон взял на себя чрезвычайно трудную задачу по переводу и
расширению «Royal Genealogies» (Королевских генеалогий) Иоганна
Хюб-нера, начинавшихся от Адама, кончавшихся временем опубликования и
включавших все правящие династии Европы и Британских островов. Труд
вышел в 1732 году и был издан с дополнениями и исправлениями в 1736
году. В 1733 году он опубликовал книгу «Unity in Trinity and Trinity in
Unity, in opposition to idolaters, Jews and Deists» (Единство Троицы и
Троичность Единства, против идолопоклонников, иудеев и деистов).
Посмертной публикацией 1739 года стала работа, озаглавленная «News from
Elysium, or Dialogues of the Dead» (Новости из Элизия, или Диалоги
мертвых), а вслед за ней, в 1742-м, была издана «Genealogical History
of the House of Yvery» (Генеалогическая история дома Ивери) —
современным ему представителем этой древней ирландской фамилии был граф
Эгмонтский. К этой последней был
добавлен второй том, составленный из материалов, найденных в бумагах
Андерсона и отредактированных Уильямом Уистоном. Было бы совершенно
бесполезно приводить здесь описание этих сочинений, ибо они не только
не имеют ничего общего с нашими исследованиями, но и совершенно
недостойны какого бы то ни было возрождения, будучи вообще лишены
всякой значимости. Они приведены здесь лишь с целью ознакомить читателя
с общим вкладом Андерсона в литературу, прежде чем он, читатель, сможет
оценить тот способ, которым Андерсон переработал «старые готические
конституции» и решить, был ли это «новый, более совершенный метод».
Источники. Главными источниками сведений о жизни и сочинениях Андерсона
остаются: (1) The Dictionary of National Biography;
(2)Thorp J. T. The Rev. James Anderson and the Earls of Buchan //Ars
Quatuor Coronatorum. Vol. 18;
(3)Chetwode Crawley W. J. The Rev.Dr. Anderson's Non-Masonic Writing//
Ibid.; (4) Robbins A. F. Dr.Anderson of the Constitutions //Ibid. Vol.
23. Смотри также: Wilson W. The History and Antiquities of Dissenting Churches... London,1814.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4627" > АНДЕРСОН ДЖЕЙМС (JAMES ANDERSON) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.30 секунды